English
!

Доклады

Подверженность оптико-геометрическим иллюзиям во взаимосвязи с успеваемостью по математике у детей младшего школьного возраста

Толмачева Е.А., Сазонова М.Е.1, Максименко М.Ю.2

Институт проблем передачи информации имени А.А. Харкевича, 127051 Москва, Большой Каретный пер., 19.

1МБОУ Гимназия №3 141281 г. Ивантеевка, ул. Коминтерна, 2а.

2Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, психологический факультет, 125009 Москва, ул.Моховая, 11 Стр. 9.

Диагностика нарушений познавательной деятельности детей в школьном возрасте чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима для преодоления трудностей в обучении, а также социальной, трудовой и бытовой адаптации. Современная ситуация воспитания детей приводит к появлению все большего количества детей с разной степенью дефицитарности когнитивной сферы вплоть до выраженных изменений в работе ЦНС, что характерно для детей с задержкой психического развития. Зрительно-пространственные функции, обеспечиваемые совместной работой теменно-затылочных отделов коры больших полушарий, можно рассматривать как наиболее чувствительные к различным факторам, которые могут присутствовать при нормальном и патологическом варианте функционирования ВПФ от детского до пожилого возраста. В рамках психофизики и нейрофизиологии сенсорных систем существует направление, исследующее оптико-геометрические иллюзии, в частности иллюзию Мюллера-Лайера, для изучения зрительно-пространственного восприятия. Была проведена серия исследований по изучению подверженности иллюзии Мюллера-Лайера во взаимосвязи со школьной успеваемостью по математике и русскому языку у детей младшего школьного возраста. Достоверно более высокая степень подверженности иллюзии Мюллера-Лайера была выявлена у детей с низкой успеваемостью по математике. Дети с высокой и средней успеваемостью по математике, в среднем, не отличались по чувствительности к этой иллюзии. Взаимосвязи между подверженностью иллюзии Мюллера-Лайера и успеваемостью по русскому языку, характеризующей речевое развитие, установлено не было. Полученные результаты свидетельствуют о том, что усвоение математических знаний может считаться интегративным показателем интеллектуального развития ребенка.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533