English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Об информации, данных статистики и манипуляции сознанием

Гудович И.С.

Воронежский государственный университет, Математический ф-т, каф. Математического моделирования, Россия, 394006, Воронеж, Университетская пл., д.1, тел. (473)2208364, goudovitch@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

Большинство вузовских курсов, имеющих сегодня разные названия, в которых звучат привычные для нас слова «информатика» или «информационные технологии», начинаются с обсуждения понятия информации, принципов ее кодирования, обработки, преобразования, передачи и хранения. При этом, как правило, остается в тени тот факт, что речь здесь идет, в основном, не об информации, а о данных, являющихся частью информационного процесса. Собственно информация возникает в результате обработки данных адекватными методами. Вопреки общеизвестному факту, что для компьютерных технологий безразлично с какими данными (ложными, искаженными) иметь дело, магия «высоких технологий» заставляет нас воспринимать многие данные, в том числе статистические, как информацию.

Именно путаница с понятиями «данные» и «информация» формирует и питает ту среду, в которой прочно укоренились возможность, механизмы, и традиции манипуляции нашим сознанием. На наши головы ежедневно обрушивается огромное количество цифр, большая часть из которых подразумевает создание в нашем сознании определенной картины окружающей нас действительности. Адекватные методы, которые следует применять при получении такого сорта данных для извлечения из них информации – это всесторонний анализ и научно обоснованная, исторически выверенная их интерпретация. К сожалению, значительная часть данных допускает принципиально разные пути истолкования. Поэтому и результаты интерпретаций, основанных на разных подходах, а с ними и извлеченные выводы (информация) могут находиться в прямом противоречии друг другу. Примером сказанного могут служить многочисленные пассажи из социально-экономического дискурса, которые мы ежедневно поглощаем из средств массовой коммуникации.

Многим знакомо высказывание, которое обычно приписывают Марку Твену (иногда встречаются ссылки на Бенджамина Дизраэли, премьер-министра Великобритании): «Есть три вида лжи – ложь, наглая ложь и статистика». Думается, что человек, который впервые озвучил эту мысль, имел ввиду именно обсуждаемую проблему.

В связи со сказанным важной представляется задача вузовских педагогов (преподавателей информатики, социально-экономического блока, истории и др.) – прививать студентам способность к чуткому восприятию нюансов информационного пространства и формированию стойкого иммунитета к фактам некритического восприятия данных, сообщенных человеку в качестве информации.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533