English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Стратегия гендерного лавирования на занятиях по математике во втузе

Богомолова Е.П.

НИУ «МЭИ», Россия, 111250, Москва, Красноказарменная ул. д. 14, (495) 362-78-74, bogep@ya.ru

1  стр. (принято к публикации)

Преподавание высшей математики во втузе проводится по учебным материалам и методикам, исторически сформированным для мужчин, хотя способ восприятия математических знаний и техника самообучения различны для юношей и девушек. Поскольку содержание учебных программ по математике для инженеров принципиально не может быть подвергнуто гендерной коррекции, то следует адаптировать к конкретной студенческой группе стиль проведения занятий. Выделим три типа групп: полигендерные и мужские (женские) моногендерные, где девушек (юношей) не более 20 %.

В мужских моногендерных группах всегда 2–3 лидера перехватывают инициативу, «вбрасывают идеи», не стыдятся ошибочных решений. Они демонстрируют стиль внешней лёгкости и пренебрежение к выкладкам, «ручной труд» перепоручают компьютеру. Лидеры в меньшей степени подавляют юношей и в очень сильной степени подавляют девушек, считающих себя неумными, медлительными, неизобретательными. В этой ситуации девушкам следует оказывать поддержку и учить их действовать самостоятельно и более решительно.

В женской моногендерной группе юношам сложно проявить свои способности к обучению, поскольку девушки лучше организованы и активны, стремятся к полному пониманию и, добиваясь своих учебных целей, игнорируют других. Кто-то принимает на себя мужские функции: при компьютерной проверке решений, выдвижении гипотез и т.п. Юноши не справляются с интенсивностью и скоростью формульных преобразований, отстают в планировании своей самостоятельной работы и получают добавочный стимул списать готовое решение. В такой группе юношам нужно помогать. Например, выдавать им такие задания, которые нельзя напрямую сопоставить с заданиями для девушек.

В полигендерной группе, как правило, есть два центра притяжения, которые не разобщают, а сплачивают. Студенты быстро самоорганизуются и оптимально распределяют между собой учебные функции. В такой группе следует давать комплексные усложненные задания, предлагать искать вариативные пути их выполнения, не требовать обязательности копирования образцов. Глядя на успехи девушек, юноши вынуждены оттачивать свои способности правильно формулировать, формализовывать, проверять и оформлять. Девушки быстрее осваивают компьютерные средства решения, не «застревают» на деталях, учатся видеть цель, воспринимать задачу крупными чертами, в первом приближении, с физико-технической интерпретацией. Взаимосвязь студентов выражается не во взаимосписывании, а во взаимообучении.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533