English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Научные семинары как компонент подготовки магистров в области естественнонаучного образования

Заварыкина Л.Н., Одинцова Н.И.

МПГУ, кафедра физики для естественных факультетов, Россия, 107140, Москва, ул. Краснопрудная, д.14, Тел.: 8(499)2644683, e-mail: lor30@mail.ru, n_odints@pochta.ru

1  стр. (принято к публикации)

Согласно образовательному стандарту (ФГОС ВПО) все магистерские программы по направлению «Педагогическое образование» включают в себя новую форму учебных занятий – научный семинар. В связи с этим встает вопрос о содержании и способах проведения таких занятий.

В рамках реализации магистерской программы «Современное естествознание» научный семинар рассчитан на четыре семестра (1 ч в неделю) и предполагает интегративные связи с базовыми дисциплинами. Он входит в состав научно-исследовательской работы студентов (вторая составляющая этой работы – подготовка магистерской диссертации).

Содержательные аспекты научного семинара развертываются по двум направлениям. Первое: обсуждение современных проблем естествознания, которое объединено общим названием «Мир глазами науки» и включает три модуля, каждый из которых изучается соответственно в первом, втором и третьем семестре. Второе: обсуждение методических проблем естественнонаучного образования в рамках работы над магистерскими диссертациями. Это направление раскрывается в четвертом семестре, когда магистрантами уже получены основные результаты по магистерским диссертациям.

Организационные аспекты проведения научных семинаров предполагают активные формы обучения. Они включают такие виды учебной и самостоятельной работы студентов как тематические экскурсии с последующим обсуждением, сообщения по материалам ведущих научно-популярных журналов и сайтов, рецензирование научно-популярных статей, просмотр и обсуждение видеофильмов, встречи с ведущими специалистами в области естественнонаучного образования, презентации по магистерским диссертациям. Эффективной оказалась организация цикла семинаров, посвященных обсуждению какой-либо одной теме (эволюция человека, физика невозможного и т.п.) на базе новинок книжного рынка.

Литература

1. Заварыкина Л.Н., Королев М.Ю., Королева Л.В., Петрова Е.Б. Магистерская программа «Современное естествознание» - концепция, структура, содержание // Физическое образование в ВУЗах. – 2013 – Т.19. - № 4 – С.107-116

2. Одинцова Н.И. Методика обучения естествознанию как новая дисциплина магистратуры // Проблемы преподавания естествознания в России и за рубежом / Под ред. Е.Б. Петровой. – М.: ЛЕНАНД, 2014. – С.78-87.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533