English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Формирование толерантного сознания у подростков посредством активного обучения

Ларина Т.Г., Астафуров В.И.1

МБОУ СОШ № 4 Борисоглебского городского округа; Россия, 397160 Воронежская область, г. Борисоглебск, пер. Сенной, д.30, tatiana.feya@yandex.ru

1ФГУП Научно-технический центр радиационно-химической безопасности и гигиены ФМБА России, 123182 Москва, ул. Щукинская, д. 40, vastafurov@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время общество сталкивается с такими глобальными проблемами, как эгоцентризм и национализм, сопровождаемые ростом агрессивности, экстремизма, усложнением конфликтных ситуаций и расширением зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают формирующееся сознание подростков и отражаются на их поведении. Подросткам, в силу возрастных особенностей, свойственен максимализм, стремление к упрощенным и быстрым решениям возникающих бытовых и социальных проблем. Поэтому особую актуальность приобретает работа по формированию у подростков толерантного сознания.

В настоящей работе представлены результаты эксперимента, целью которого являлось изучение возможности формирования и повышения уровня толерантности учащихся в возрасте 13-15 лет в ходе общеобразовательного процесса. Исследование проведено на базе общеобразовательных учреждений города Борисоглебска.

Программа эксперимента ставила задачи:

- познакомить учащихся с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и интолерантности;

- обучить учащихся конкретным приемам взаимодействия, позволяющим развить у себя качества толерантной личности;

- способствовать развитию у подростков способности к сопереживанию и сочувствию, самопознанию и самопринятию, принятию других, чувства собственного достоинства, чувства доверия, как элементов толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».

В работе использовались методы активного обучения:

- имитационные (игровые – деловые и ролевые игры и неигровые – проблемные дискуссии, анализ конкретных ситуаций);

- неимитационные (различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках).

Сопоставление результатов диагностики (тестирования) уровня толерантности-интолерантности учащихся до и после эксперимента показало высокую эффективность используемых методов активного обучения.

В ходе эксперимента удалось развить у подростков понимание и принятие людей, придерживающихся иных взглядов, принадлежащих к другой национальности, религии, культуре, помочь выработать свое отношение к ним, не опираясь на стереотипы и предрассудки.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533