English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Модель образовательной среды

Файзуллина Л.В.

МБОУ гимназия № 56, Россия, 426034, г. Ижевск, ул.Удмуртская, 230

1  стр. (принято к публикации)

Установленные стандартом новые требования к результатам обучения предполагают переход к проектированию образовательной среды педагогами и конструированию новых педагогических моделей. «Моделью называется специально синтезированный для удобства исследования объект, который обладает необходимой степенью подобия исходному, адекватной целям исследования, сформулированным … лицом, принявшим решение относительно исследования системы»[1]. Рассмотрим модель образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода (СДП), так как он является методологической основой ФГОС. Модель включает урочную и внеурочную деятельность, опирающуюся на теорию графов. Графы – это фигуры, состоящие из точек-вершин (узлов-событий) и линий, соединяющих эти точки (ребер) [2]. В графе не обязательно, чтобы каждая вершина была соединена со всеми остальными. Модель складывается при наличии трех точек-вершин. Если будет только две вершины, то образуется линейная схема, лишающая педагога творчества. Отправными точками модели могут быть любые предметы, например, ИЗО, МХК и история, входящие в интегрированный курс «Человек и искусство». Это первый уровень модели. Можно назвать его «предметом». СДП включает в себя базовые образовательные технологии: обучение на основе проблемных ситуаций и проектную деятельность (учебные проекты). Деятельность на основе этих образовательных технологий составляет второй уровень модели – «способ действия». Узлы-точки, взаимодействуя друг с другом, создают следующий более сложный вариант «способов действия»: исследовательскую деятельность, сетевые проекты и т.д. Действующие причины порождают узлы-события – «результаты действия»: проекты, мультфильмы, исследования и т.д. В итоге появляется когнитивная триада: предмет +способ действия = результат действия. В свою очередь, результаты действия являются отправными точками, началом строительства следующей триады.

Чем привлекает такая модель? Она может развиваться в разных направлениях, объединяя предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла, а так же внеурочную деятельность. В модели можно прийти к одной цели разными путями, продумывая междисциплинарное взаимодействие педагогов. Ученик может выстраивать свою образовательную парадигму, путешествуя от вершины к вершине многогранника.

Литература

1. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие / Предисловие Г.Г. Малинецкого. – М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012 – 344 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 56; Будущая Россия.)

2. Голованёва Л. В. Графы. Применение графов к решению задач.

http://festival.1september.ru/articles/416943/



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533