English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Формирование компетенции и компетентности в образовательном процессе

Лобанов А.П., Радчикова Н.П.1

БГПУ, факультет социально-педагогических технологий, Беларусь, 220050, ул. Советская 18, e-mail: 7707601@mail.ru

1БГПУ, факультет психологии, Беларусь, 220114, ул. Скорины 15, e-mail: radchikova@yahoo.com

1  стр. (принято к публикации)

Результаты образования и профессиональной подготовки специалистов в вузе могут быть представлены как инвариантные сочетания следующих элементов: знание и понимание, применение знаний и понимание, суждение, коммуникативные навыки и способность к самостоятельному обучению. При компетентностном подходе цель и результат их формирования конкретизируются в формате знаний и компетенций. В докладе представлен теоретический анализ проблемы дескрипторов академических достижений обучающихся. Рассмотрены научные подходы, основанные на интеллекте и компетенциях. Отмечено, что оппозиция компетенций интеллекту уступает место их включению в структуру когнитивных способностей. Применение психодиагностического инструментария (для диагностики интеллекта – «Прогрессивные матрицы Равена» и «Ведущий способ группировки» А. П. Лобанова; когнитивного стиля – «Скорость завершения рисунков» и «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна; компетенций – «Анкета оценки компетенций»; компетентностей – опросник «Профессиональная компетентность педагогов-психологов» Н.В. Матяш и Е.М. Фещенко) на выборке 58 студентов 3 курса в возрасте 20–25 лет, позволило выявить, что возможны два сценария взаимосвязи успеваемости с интеллектуально-когнитивным развитием и компетенциями. Первый сценарий расставляет акценты на интеллектуально-когнитивном развитии личности, балансе общего и вербального интеллекта, на том, что именно интеллект делает человека свободным, что и проявляется в его склонности к поленезависимости. Второй сценарий предполагает наличие взаимосвязи академических достижений с абстрактным вербальным интеллектом и компетенциями. Такой подход не противоречит иерархической теории интеллекта Кеттелла–Хорна–Кэрролла, которая особое внимание уделяет экспертным способностям, основанным на компетенциях, дедуктивных рассуждениях и скорости принятия решений, и кристаллизованному интеллекту как хранилищу вербальных декларативных и процедурных знаний, приобретенных посредством других способностей в течение формального и неформального образования и житейского опыта. Он также согласуется с теорией и практикой Болонского процесса, основанного на компетентностном подходе. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в практике модернизации высшего образования и мониторинге его психологического сопровождения.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533