English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

О реализации принципа профессиональной направленности при обучении математике будущих экономистов

Байгушева И.А.

Астраханский государственный университет, Факультет математики и информационных технологий, каф. высшей математики, Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, Тел.: (8512) 61-08-83, факс: (8512) 25-17-18, E-mail: iabai@ mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции на рынке труда первостепенное значение приобретает профессиональная компетентность специалистов. По этой причине существенно возрастает роль принципа профессиональной направленности обучения, регулирующего соотношение общенаучного и профессионального в системе высшего образования.

Проблеме реализации профессиональной направленности обучения математике в вузах уделяется значительное внимание в научных исследованиях. Работы по поиску путей реализации ведутся, в основном, по трём направлениям: 1) включение в содержание математической подготовки профессионально-прикладных задач; 2) отбор содержания математических дисциплин на основе межпредметных связей со специальными экономическими дисциплинами; 3) разработка методик обучения математике, основанных на моделировании ситуаций профессиональной деятельности. Ни одно из них нельзя считать успешно реализованным.

В качестве теоретической основы поиска другого направления реализации принципа профессиональной направленности математической подготовки будущих экономистов была выбрана идея Н.Ф. Талызиной: при разработке целей обучения конкретному предмету, прежде всего, необходимо выделить систему типовых задач, для решения которых готовится обучаемый [1].

В соответствии с концепцией компетентностного подхода целью математической подготовки будущих экономистов в вузе является сформированная математическая компетентность. Под математической компетентностью экономистов мы понимаем способность и готовность решать методами математики типовые профессиональные задачи (ТПЗ). Рассматривая ТИПЗ как цель, которая многократно ставится экономистом в процессе профессиональной деятельности, мы выдели пять основных типов профессиональных задач экономиста, решение которых подразумевает использование математических знаний, и разработали обобщенные методы их решения. Это позволило уточнить содержание принципа профессиональной направленности математической подготовки экономистов и раскрыть содержание целей обучения математике в вузе студентов экономических специальностей.

Литература.

1. Талызина Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов: Изд-во СГУ, 1987, 176 с.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533