|
Архив публикацийТезисыXX-ая конференцияРазвитие описательной связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста методом планомерно-поэтапного формирования умственных действийСовременная Гуманитарная Академия, Россия, г. Москва, ул. Нижегородская, дом 32, строение 4, тел.: +7 916-858-15-36 2 стр. (принято к публикации)В настоящее время в общеобразовательной школе отмечается ряд острых проблем, связанных со значительным количеством учеников, испытывающих стойкие трудности в обучении. Одна из причин этого явления – недоразвитие связной речи. Речь и мышление взаимообусловлены и взаимозависимы (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия). В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития личности ребенка, его успешного обучения в школе (в том числе профилактикой дисграфии и дислексии) и последующего процесса социализации, развитию речи необходимо уделять самое серьезное внимание еще в дошкольный период обучения. П. Я. Гальперину удалось описать полную систему психологических условий, обеспечивающих освоение любого нового навыка. Анализ трудностей освоения школьных навыков позволил выделить в качестве основной проблемы школьников неспособность самостоятельно сформировать ориентировочную основу действия. Обучаясь тому или иному навыку, дети зачастую не могут самостоятельно выделить все его составные части, усвоить все требования к выполнению каждого шага осваиваемого навыка. Методика для категориального представления образного материала по развитию устной описательной связной речи, а также по формированию развернутых речевых высказываний, созданная нами с использованием метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, является эффективным средством развития описательной связной речи. Интерактивный компьютерный вариант методики вызывает интерес у детей, значительно облегчает работу специалистов и дает быстрые положительные результаты.
Литература 1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Изд. 5-е, испр. – М., Лабиринт, 1999. 2. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965. 3. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М., Смысл, 1997. 4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М., Academia, 2003.
|