English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Опыт использования виртуального практикума при изучении студентами сократительной функции мышцы

Шимкевич Е.М., Калашникова Е.Ю., Лукьянова Е.А., Проценко В.Д.

Москва, ул. Миклухо-Маклая, 8

1  стр. (принято к публикации)

Цель: Проанализировать уровень подготовки и восприятия материала студентами при использовании виртуальных программ.

Материалы: вертикальный миограф, кимограф, стимулятор, универсальный штатив, набор препаровальных инструментов, раствор Рингера, лицензионный диск «SimMuscle» из серии программ «Виртуальная физиологи».

Объект исследования: лягушка.

В настоящее время большинство медицинских вузов России при обучении студентов-медиков используют классические эксперименты с применением живых биологических объектов. Преподаватели не вводят в процесс обучения альтернативные методы, считая, что основой обучения медиков являются полученные практические навыки, в том числе практический опыт препарирования биологических объектов. Однако основной вопрос состоит в том, насколько это оправдано в практическом обучении этим навыкам в таких дисциплинах, как биология, физиология, фармакология. Кроме того, не надо забывать об этическом вопросе использования животных в лабораторных исследованиях, направленных не на получение новых научных открытий, а на подтверждение заранее известных результатов.

Например, при реальных условиях проведения эксперимента процесс препарирования лягушки обычно проводится либо самим преподавателем, либо одним из студентов. Всем остальным отводится лишь роль наблюдателей за ходом выполнения эксперимента. Следовательно, курс, в котором предполагается использование живых объектов, практически не включает препарирование этих тканей самими студентами. Что касается виртуальных лабораторий, процесс препарирования может быть показан в виде пошаговых видеороликов с возможностью (при необходимости) возврата и повтора каждого шага процесса.

Что касается самих экспериментов, то при применении виртуальный программ, в отличие от реальных условий, каждый студент имеет возможность самостоятельно подбирать показатели приборов, видеть результат, и при необходимости изменять параметры.

Для сравнительной оценки виртуальной программы и реального эксперимента совместно с кафедрой нормальной физиологии медицинского факультета Российского университета дружбы народов был проведен следующий эксперимент: группа студентов второго курса после прослушивания лекции по теме «Физиология мышц» была разделена на две подгруппы. Первая проходила лабораторную работу «Одиночное мышечное сокращение. Зубчатый и гладкий тетанус. Оптимум и пессимум частоты раздражения» в реальных условиях, предварительно получив мышечный препарат лягушки. Вторая подгруппа выполняла тот же эксперимент в компьютерном классе с использованием компьютерной программы «SimMuscle», разработанной др. Х. Брауном (Марбургский Университет, Германия). После лабораторной работы студентам обеих подгрупп был выдан тест с практическими вопросами по пройденной лабораторной работе.

Обе подгруппы продемонстрировали сходные результаты контрольного тестирования.

Таким образом, результаты позволяют сделать вывод, что использование альтернативных методов образования даёт результаты усвоения знаний, сравнимые с результатами классических методик. К тому же виртуальные системы, кроме отсутствия необходимости использования животных в процессе обучения, создают условия для творческого, мыслительного, интеллектуального процесса и расширяют круг знаний студентов за счет синтеза основ биофизики, биоинформатики, физиологии и общей биологии.

Работа выполняется в рамках Федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533