English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Новый курс «Естественнонаучная картина мира» в педвузе, содержание, компетенции, рекомендации

Шабанов М.Ф.

Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ). 394000, г. Воронеж, ул. Ленина 86, ВГПУ, E-mail mfshab@list.ru

1  стр. (принято к публикации)

С введением образовательного стандарта 3-го поколения в ВГПУ разработана новая учебная документации и начато чтение предписанных этим стандартом курсов. Новый стандарт предписывает компетентностную модель образования. По определению ФГОС ВПО компетенция - это способность применять знания, умения и личност-ные качества для успешной деятельности в определенной области и является новой нормой качества образования. Компонентами данной модели являются знания, умения, навыки, и опыт их использования на практике. Общекультурные компетенции (ОК) различны для каждого направления подготовки, а специальные (СК) - для каждой специализации. Поэтому для каждой специализации нужно разрабатывать новый курс, формирующий эти компетенции. Автор совместно с профессором Зеленевым В.М. и доцентом Кустовым А.И. ВГПУ разработали новые учебные программы по естественнонаучной картине мира (ЕНКМ), и концепции современного естествознания (КСЕ) для естественнонаучных и гуманитарных факультетов по направлению подготовки «Педагогическое образование». С сентября 2011 года. проводятся занятия со студен-тами по новым программам. В нашей программе по новому курсу ЕНКМ предусмотре-но формирование общекультурных компетенций Ок1, Ок2 и ОК4, имеющиеся в стан-дарте. Подробно рассмотрены, что должен знать, уметь и чем владеть студент и как этого достичь. Каждый из разработчиков самостоятельно адаптирует содержание читаемого им курса ЕНКМ с учетом специфики, специальных компетенций и объема курса для каждой специализации. В целом, курс ЕНКМ по содержанию, названию модулей, методу их реализации и оценке знаний студентов похож на курс КСЕ. Однако в курсе ЕНКМ нужно сформировать естественнонаучную картину мира, а не ее концепцию, как в КСЕ, что требует более глубокого изучения естественных наук.

Автор, как и многие опытные преподаватели не разделяет энтузиазм разработчиков нового стандарта в том, что он улучшит качество нашего образования. В целом эта модель может быть полезна как одна из альтернатив, с сохранением традиционных моделей и методов в образовании. Компетентностная оценка качества образования зависит от выбора компетенций, знаний и опыта преподавателя и понятие единого стандарта размывается. Формировать единый стандарт по каждой специализации должны видные ученые и специалисты, знающие ее современное состояние и перспективы развития на ближайшее десятилетие. Новый стандарт предписывает сокращение аудиторных часов. В частности по ЕНКМ до 36 аудиторных часов. По нашему опыту для формирования естественнонаучной картины мира у студентов гуманитарных факультетов нужно не менее 72 аудиторных и более 72 часов для самостоятельной подготовки. Читать курсы ЕНКМ и КСЕ следует на 3-4 курсах, как интегрирующие по естествознанию.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533