English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

К вопросу реализации в России программы инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Иванова Н.Н.

Россия, 141986, Дубна, пр-т Боголюбова, д.11, кв.20, тел.: +7 916 858 15 36, e-mail: nanik-dubna@list.ru

2  стр. (принято к публикации)

Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение для 12 глухонемых детей. В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищённости инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования. В результате количество студентов-инвалидов в вузах России выросло с 2,5 тысяч (1995г.) до 26,1 тысячи (2010г.).

Успешной реализации инклюзивного образования в России мешают ошибки в диагностике состояния здоровья детей-инвалидов. Принципиально важным является правильное и раннее разграничение нарушений речи и мышления. Увеличилось число детей-сирот, у которых диагностированы какие-либо отклонения в психическом развитии. Именно они являются самой бесправной категорией граждан. Постановка диагноза умственной отсталости второй степени означает автоматический перевод детей-сирот из образовательных учреждений в психоневрологические интернаты (ПНИ), где они оказываются лишёнными возможности получить образование, жильё и быть полноценными членами общества. Диагностика проводится зачастую с нарушением научных принципов культурно-исторической психологии, без развёрнутого экспериментально-психологического исследования, без учёта зоны ближайшего развития и социальной ситуации развития ребёнка.

Создавшееся положение частично решают благотворительные фонды, например, фонд содействия образованию детей-сирот «Большая перемена». Он был организован в 2002 г. группой педагогов, объединенных общей мечтой – помочь детям из детских домов и интернатов, в том числе из ПНИ, реализовать свой потенциал и начать жить полноценной жизнью. Мною было проведено тщательное логопедическое обследование 42 студентов фонда, обучавшихся ранее в коррекционных школах, и установлено, что только один из них имеет первичное снижение интеллекта, в других случаях некоторая задержка умственного развития является вторичным производным от тяжёлого нарушения речи, значит, была допущена гипердиагностика.

За инклюзивным образованием, безусловно, будущее, так как люди с особыми возможностями здоровья являются неотъемлемой частью нашего общества, поэтому необходимо прилагать всесторонние усилия для его реализации и совершенствования.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533