English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Идеи синергетики на уроке литературного чтения в начальной школе

Зябко А.А.

г.Юбилейный, ул.Глинкина, д.1/7, кв.7

1  стр. (принято к публикации)

Стремительно меняющийся мир приносит новую информацию, которая требует иных способов передачи и распространения знаний. «Для максимальной мобилизации умственных сил требуется свободное движение любопытства, этой самой мощной способности детского возраста, которую весьма часто заглушают инструкции. Эту способность требуется постоянно стимулировать или, если она спит, пробуждать»[1, с.39].

Заинтересовать маленьких читателей - первоклассников творчеством любимого русского поэта, поразить их воображение хотелось мне во время подготовки к уроку по литературному чтению на тему «Путешествие по сказкам Пушкина». Одной из задач преподавания синергетики в школе является опережающее обучение. Пришла мысль начать знакомство первоклассников со средствами выразительности: метафорами и сравнениями.

В гости на урок - путешествие были приглашены семиклассники гимназии № 5, которые помогали первоклассникам познакомиться с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Маленькие школьники были участниками недавней конференции по древнерусской литературе «Минувшее проходит предо мною…», на которой семиклассники представляли несколько исследовательских проектов: «Эволюция картины мира в естествознании и славянской мифологии»; «Русь былинная: единство и сила родной земли в древнерусском эпосе»; «Литературный памятник, изменивший ход истории». Анализ сказок великого русского поэта учащиеся среднего звена представили на уроке – путешествии в разработанном исследовательском проекте «Что за прелесть эти сказки!» В заключение урока они вручили малышам подарок – нарисованный на листе ватмана знаменитый дуб, вокруг которого по золотой цепи ходит кот учёный из пролога поэмы «Руслан и Людмила». На своём уроке ученики 1-го класса отправились в сказочное путешествие. Оно прошло в форме игры – соревнования «Сказочное колесо». Самоорганизация малышей проявилась в чтении стихов из пушкинских сказок, в представлении собранных иллюстраций к сказкам поэта. Дети инсценировали отрывок из «Сказки о золотом петушке».

Взаимодействие и самоорганизация учащихся разных возрастных групп, дивный пушкинский слог, игра – соревнование создали на уроке незабываемую творческую атмосферу, благоприятно воздействующую на развитие нелинейного мышления первоклассников.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533