English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Формирование синергетического мышления у субъектов образовательного пространства

Шварцман М.М.

black_drive@smtp.ru

1  стр. (принято к публикации)

Время настоятельно требует не просто специалистов, владеющих объёмом знаний в своей предметной области, а креативных личностей. В понятии креативная личность можно выделить два перекрывающихся уровня. Первый уровень – это творцы новых знаний. Здесь необходимыми условиями являются: наличие природных данных, востребованность обществом таких личностей, создания в учебных заведениях условий для раскрытия их таланта. Второй уровень – это специалисты, которые могут выдвигать оригинальные идеи для решения проблем в различных предметных областях: научных, технических, экономических. Формирование таких специалистов насущная задача системы образования.

Многолетний проект «Форос» реализует эту задачу. Изложенные в докладе основные принципы синергетики должны внести свой вклад в формирование креативных личностей. Синергетика изучает базовые процессы самоорганизации/ самодезорганизации в Природе. Принципы развития процессов в различных предметных областях (биология, экология, экономика, социология…) - универсальны. Это, к примеру, находит отражение в универсальности математических моделей.

К универсальным можно отнести следующие принципы синергетики.

1) Симметрии – асимметрии: симметрия – условия возникновения, асимметрия условие развития и гибели системы. 2) Когерентности: в процессе развития системы может наступить момент когерентного взаимодействия всех подсистем, в силу чего система достигает оптимального состояния. 3) Обратной связи: обратная связь выступает в роли механизма самоорганизации, стабилизации и дезорганизации системы. 4) Непрерывно-дискретного изменения состояния системы: непрерывное накопление изменений в системе ведёт к дискретному изменению её состояния.

5) Мутации: мутация в совокупности с фильтрацией обеспечивает изменение свойств системы в направлении сохранения её существования. 6) Избирательной реакции системы: система чувствительна к воздействиям, способствующим её переходу в предстоящее состояние и менее чувствительна к противоположным воздействиям.

7) Одновариантного - многовариантного путей эволюции: для эволюции система должна пройти особые аттракторы (одновариантность). Для зарождения особого аттрактора необходимо возникновение многочисленных предшествующих аттракторов (многовариантность). 8) Гистерезиса: степень жизнеспособности системы определяется её предысторией.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533