English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Моделирование распространения Интернета среди российских женщин и мужчин

Делицын Л.Л.

Россия, 141406, Московская обл., г.Химки, ул.Библиотечная, д.7.

1  стр. (принято к публикации)

Летом 2008 г. проникновение Интернета среди российских женщин по данным Фонда “Общественное мнение” (ФОМ) составило 26%, в то время как среди россиян-мужчин этот показатель достиг 33%. При этом доли женщин (47%) и мужчин (51%) среди пользователей Интернета были весьма близки. Весной 2009 года проникновение Сети среди женщин выросло до 30%, мужчин – до 37%, а их доли среди пользователей Интернета практически сравнялись (49% и 51%). В этой работе при помощи моделирования данных социологических опросов мы отвечаем на вопрос: является ли поведение показателей формальным результатом малочисленности пожилых мужчин, или же систематические различия проявляются в отдельных возрастных группах?

Для объяснения исторических данных и построения прогноза мы используем модель распространения нововведений в неоднородном обществе, которая учитывает половую и возрастную структуру общества, рождаемость и смертность, а также обучение подростков использованию Интернета в школе [1].

Поскольку нам доступны только сводные данные ФОМ о проникновении Интернета среди мужчин и женщин, без деления на возрастные группы, и сводные данные по возрастным группам без деления на мужчин и женщин, мы наложили дополнительное условие: с возрастом уровень проникновения Интернета среди российских женщин снижается по сравнению с аналогичным показателем мужчин. Такое предположение подтверждается данными телефонных опросов TNS жителей крупных российских городов, а также данными опросов населения европейских стран.

Различия в уровне проникновения Интернета среди мужчин и женщин не противоречат наблюдаемому выравниванию их долей среди пользователей Всемирной Сети. Однако, как показало моделирование, потенциалы распространения Интернета среди женщин и мужчин в старших возрастных группах оказываются существенно различны. В то время как среди женщин и мужчин в возрасте 18-24 лет потенциал проникновения Интернета одинаков, в старших возрастных группах (в частности, в возрасте 45-54 лет, и среди лиц старше 54 лет), потенциал существенно различен, и по нашему прогнозу эти различия сохранятся в течение ближайших десяти лет.

Литература.

1. Делицын Л.Л. Количественный анализ распространения Интернета среди мужчин и женщин // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Женщина в политике и обществе»/ Под ред. А.И. Кравченко, Т.И.Королевой. – Пенза. Приволжский Дом знаний. – 2008. – С.18-22.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533