|
Архив публикацийТезисыXVII-ая конференцияГотовя к ЕГЭ, учить математикеРоссия, 109542, Москва, Рязанский проспект, дом 99 1 стр. (принято к публикации)Вводя ЕГЭ, реформаторы образования следовали правильной логике: «чтобы управлять – нужно контролировать», а контроль нуждается в измерении. Создание измерительного аппарата и процедур его использования требует значительных затрат времени, средств, а главное – единомыслия среди участников процесса. Cообщество преподавателей сейчас находится в поиске «философского камня» обучения школьников математике: чему учить и какие знания полезны в жизни (кроме поступления в вуз). В новой концепции КИМов сделан правильный шаг в прагматизме изучения математики (хотя их составителям не хватает, зачастую, инженерных и других знаний). Прозрачность процедур ЕГЭ породила негативный подход к обучению в массовой школе – «натаскиванию на экзамен» вместо обучения основам предмета и привития навыков и умений использования знаний в любой жизненной ситуации. Этот подход полностью объясним и оправдан ролью школы – дать ученикам только базовые знания. Восполнить пробелы в школьном обучении, а главное, привить навыки творческого применения знаний к решению как типовых, так и нестандартных задач – цель дополнительного довузовского образования. На этой «ниве» трудятся и репетиры, и подготовительные курсы при вузах. Успех в этой конкуренции обеспечен тем (кроме цен), кто в основу обучения положил принцип «учить предмету, готовя к экзамену». Именно этот подход с 1992 года лежит в основе обучения в Учебном центре довузовского образования «Азъ» ГУУ. Он реализован в учебно-методических комплексах, разработанных по каждому предмету, и в дифференцированном подходе к обучению слушателей, о чем мы уже писали [1]. Новая концепция КИМов ЕГЭ-2010 потребовала лишь частичных изменений в сборнике задач. В частности, мы добавили задачи повышенной сложности на свойства функций (отдельная глава), а также раздел задач на свойства целых чисел. На привитие математических навыков и умений направлена специально организованная система самостоятельной работы слушателей на занятиях и дома с последующим контролем и разбором выполненных заданий. В соответствии с новыми требованиями ЕГЭ, особое внимание уделяется обучению математической формализации текстовых задач, как правило, не понятных школьникам. Итоги ЕГЭ-2009 подтверждают эффективность нашей концепции подготовки: средний балл слушателей, обучавшихся математике в Учебном центре «Азъ» в течение двух лет составил 60,5 одного года – 57,2 (средний по Москве – 48,3 из 100 баллов). Литература 1. Андрусенко Н.П., Ефимова М.В., Перфильев А.А.. Новые подходы к преподаванию математики и контролю знаний обучающихся (на примере подготовки к сдаче ЕГЭ). Тезисы доклада. XVI Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». Пущино. 2009. |