English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIX-ая конференция

«Русский север пером и кистью Дмитрия Голубкова» (1930-1972)

Голубкова М.Д., Грачев В.В.

Союз журналистов России

1  стр. (принято к публикации)

Голубкова Марина Дмитриевна, секретарь Комиссии Союза писателей по литературному наследию Д.Н. Голубкова (с 1990 г.), член Союза журналистов России; Грачев Владимир Владимирович-мл. (Москва), член Союза журналистов России, переводчик на английский язык прозы Д.Н. Голубкова.

Тезисы к докладу

«Русский север пером и кистью Дмитрия Голубкова» (1930-1972):

«И, близкий вам, гляжу я издалёка…»

(К 50-летию со дня смерти)

В июле – сентябре 1973 г. в журнале «Север» впервые был напечатан (посмертно) последний, третий роман писателя Дмитрия Голубкова «Недуг бытия. Хроника дней Евгения Боратынского». Через полтора года, в марте 1975-го заслуженный деятель науки РФ, петрозаводский поэт и прозаик, доктор философских наук Юрий Линник в рецензии «Лица необщим выраженьем» подытожил: «Скромно названный хроникой, роман Голубкова воспринимается как… мемуары. Поразительное проникновение в эпоху». «Хроника дней Евгения Боратынского» давно обрела свое место в музее-заповеднике «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева и в музее Е.А. Боратынского в Казани (филиал Государственного музея Татарстана). В 2020 году, юбилейном для Боратынского (220 лет со дня рождения), Голубкова (90 лет) и Мурановского музея (100 лет), – к соответствующей Конференции мы впервые издали полную версию романа без издательских купюр.

Роман «Недуг бытия», которому автор посвятил 7 лет жизни, уйдя из издательства «Советский писатель», где он был старшим редактором отдела русской советской поэзии, – и сегодня, через 49 лет после его создания, крупные литераторы называют «последним образцом позднесоветской классики». При жизни автора его самое масштабное произведение было всеми отвергнуто из-за «множества идеологических просчетов» (цитируем дневники нашего отца-деда, которые он вел с 1945 г.; дневники впервые опубликованы полностью в Изборнике «Дмитрий Голубков. Это было совсем не в Италии…», изданном нами за свой счет).

Смолоду Голубков – автор 14 книг (поровну – поэзии и прозы) был очарован русским Севером. Об этом неопровержимо свидетельствуют его дневники: «…Был у Вик[тора] Гончарова. Выпили водки – и в его катакомбы,– мастерскую и хранилище. Поразительно тонкий скульптор. Растравил рассказами (и показами – фотографии, иконы) о Севере, Каргополе. Мечтаю поехать – пожить там».

Каргополь литератору не суждено было увидеть воочию, зато он успел полюбоваться иными городами и весями: «Впервые – в стихию народной жизни: древние, волшебные городки – Тотьма, Устюг, – лесопункты, деревни, храмы, избы, чудесные ребята-вологжане [поэты]: умница Сережа Викулов [впоследствии – главный редактор журнала «Наш современник»], Витя Коротаев, Саша Романов, прозаик Вася Белов – с едкими и хваткими голубыми глазами. Просторная северная светлая Русь – есть где дышать и петь, и думать, и любить!» (подробнее см. Изборник).

В 1968 г. наш отец и дед снова приехал в Псков и Новгород, – уже по приглашению известного литературоведа и лермонтоведа второй половины ХХ в. Ираклия Андроникова: «Дмитрий Николаевич, мы все хотим, чтоб Вы приняли участие в Пушкинских праздниках в девятидневной поездке. Вы – совершенно необходимая краска». (подробнее об этой поездке можно узнать из Изборника).

В юности Голубков учился в художественной школе при Институте им. В.И. Сурикова, но не верил в себя как живописца, несмотря на участие в двух выставках в Центральном доме литераторов в Москве. Он часто откладывал перо и брался за кисть: сохранились четыре акварельных пейзажа Дмитрия Николаевича из Кандалакши в 1970 г., одну из них в 2018 г. мы передали в дар Национальной библиотеке Карелии. Творческим итогом его северных путешествий, кроме того, стали поэмы «Державин в Карелии или Олонецкий губернатор», «Метель в Вологде» и «Ильмень-озеро», стихи о Кандалакше и Онежье, карандашные и чернильные портреты известных впоследствии писателей Василия Белова и Александра Яшина (репродуцированы в № 121/2017 журнала «Наше наследие»).

В сентябре 1970 г. писатель три недели жил на мысу Кандалакша вместе с экспедицией биологов МГУ (среди его друзей был и доктор биологических наук, знаменитый бард Дмитрий Сухарев). «Современная учащаяся юность и молодость прекрасны (самоотверженность, чистота, хороший практицизм)»,– резюмировал он в Дневнике.

Советские власти проигнорировали прошения Голубкова о творческих командировках в Финляндию и Италию (по местам Боратынского), и «финские» пейзажи в «Недуге бытия» ему пришлось срисовать с Кандалакши.

Три тонких ученических тетради с пометками литератора «ББС (Беломорская биологическая станция). 1970» служили набросками к его повести «Зеленый балкон». Уже эти зарисовки лиц, характеров и суровой природы позволяют составить впечатление о крайне трудных – холодных и полуголодных, но удалых буднях полярников, преданных науке. Читатели словно въяве услышат зажигательное пение организатора ББС, подвижника Николая Андреевича Перцова (1924-1987), остроты его студентов и удивительные мини-истории из жизни животных.

Как явствует из дневников поэта и прозаика, в 1972 г. он отнес свою повесть в московское издательство «Молодая гвардия», где рукопись пропала – после кончины преданного Голубкову и его творчеству старого редактора. Конечно, произведение о крайне неприхотливых ученых и студентах, работавших исключительно за идею, бесконечно далекую от барышей, – во главе с Н.А. Перцовым (его имя присвоено ББС в 1995 г.), не могло быть напечатано в доперестроечную эпоху. Там было слишком много неудобной правды: о слабейшем ручейке финансирования, о лаборатории с цементным полом и красноречивым прозванием «ревматорий» и «аквариалке»-землянке, о марлевых форточках взамен выбитых стеклянных в домах научных сотрудников ББС; об оплате труда студентов только скудной едой и дорогой; об отключении электричества после 17 часов, об отсутствии продуктового магазина на берегу…

Частично мысли и наблюдения из записных книжек Голубкова о поездках на север (в том числе ближний), – изданы журналом «Дружба народов» (№ 6/ 2015 г.).

В год 50-летия со дня смерти писателя мы надеемся опубликовать хотя бы фрагменты из его короткой документальной повести о биологах, не за страх, а за совесть служивших Науке на Белом море в 1970 году. Уверены: сегодняшним студентам биофака МГУ было бы небезынтересно узнать о том, как и чем жили их сверстники и коллеги на Кандалакше полвека назад.



Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533