English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXVII-ая конференция

Развитие исследовательской мотивации у дошкольников при наблюдении за растительным миром, который нас окружает

Зезюля Н.В., Емельянова Е.Н., Петрова Ю.В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 37»,119192, г. Москва, ул. Столетова, д. 3 Тел./факс (499) 739-35-28 e-mail: 37@edu.mos.ru

1  стр. (принято к публикации)

В основу нашего исследовательского проекта по экологии «Куда летит «вертолет»?» был положен интерес детей к судьбе «вертолетиков» - семян клёна, который растёт на каждой улице, возле каждого дома, на территории детского сада. Мы помним, как в детстве клеили их себе на нос, поэтому называли их «носики», при этом шутили, смеялись. Потом так же делали наши собственные дети, а теперь делают ребята подготовительной группы, в которой мы работаем. Раскрывая «вертолётики» в один из сентябрьских дней, ребята обратили внимание на большие семечки внутри. У них возникли вопросы: как такие огромные зёрнышки попадут в землю и куда денутся «носики», в которых лежало семечко? Объектом исследования стали этапы появления канадского клёна, а предметом исследования – зёрнышко, спрятанное в «носик». Главную задачу мы видели в формировании познавательной активности детей в процессе непосредственного наблюдения за изменением жизненного цикла растения. Первый этап, как всегда, начался с изучения научной литературы, в которой описано, что «носик» - это вертолётик, крылышки которого, долго кружась в воздухе, относят семена далеко от материнского дерева и обеспечивают размножение и произрастание новых молодых деревьев. Осень вступала в свои права. Листва покрыла землю одеялом. Следующий этап исследования – наблюдение в природе. Оказалось, что с приходом холодов вертолётик потемнел, подсох и разделился на две части – два крылышка. В каждом из них осталось по одному зёрнышку, из каждого торчал тоненький усик. Он даст начало новому корешку. Осталось ответить на вопрос: как этот усик попадет в землю? Заключительный этап исследования пришелся на ноябрь. Ударили первые заморозки. Как-то на прогулке, резвясь в куче листвы, собранной дворником, ребята обнаружили, что некоторые крылышки крепко стоят перпендикулярно к земле. Мы аккуратно выдернули несколько и увидели, что из них пророс маленький корешок – начало будущего клёна. Изучение литературы подсказало нам: «Семена клёна могут прорастать, как осенью, так и весной (зависит от вида клёна, а их более 150)». Ребята смогли полностью понаблюдать за рождением дерева, потому что семена нашего вида клёна прорастают осенью, и нашли ответ на главный вопрос: «Куда летит вертолет?» - к новой жизни.

Литература

1. С.И.Красиков «Лесная энциклопедия» - М.: Природа и человек,1997. 352 с.

2. В.В.Петров «Растительный мир нашей родины» - М.: Просвещение, 1991.208 с.

3. Ю.И.Смирнов «Популярная энциклопедия растений» - М.: МиМ-Экспресс,1997.346 с.

4. Т.А. Шорыгина. «Деревья. Какие они?» - М.; Гном,2014,64 с.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533