English

Архив публикаций

Тезисы

XXVII-ая конференция

О работе вузов со школьниками

Дорохов А.В.

МИРЭА-Российский Технологический Университет, Институт тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 86; E-mail: dorohov@mirea.ru

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время большинством вузов ведётся активная работа со школьниками разных возрастов, включающая как профориентационные мероприятия (организация научных исследований, в том числе проведение проектных работ под руководством преподавателей вузов, проведение занятий для школьников инженерных классов, экскурсии по кафедрам вузов и т.д.), так и мероприятия, направленные на популяризацию деятельности вуза и его подразделений (проведение «Дней открытых дверей», организация различных шоу, кружков, клубов и лагерей – спортивных, трудовых, научных), а также проведение олимпиад различного уровня.

Работа вузов со школьниками поддерживается и на самом высшем уровне. Так, с целью усиления профориентационной работы Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий, направленных на популяризацию инженерных профессий (Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 марта 2015г. №366-р). С целью выполнения данного плана увеличивается финансирование деятельности вузов, направленной на работу со школьниками, в том числе для открытия в рамках вузов детских технопарков – современных научных центров, оборудованных самым передовым научным оборудованием и техникой. В настоящее время в Москве действуют более 20 таких технопарков, многие из которых – в вузах.

Однако сейчас, когда образование стало услугой, а вузы получают финансирование «подушно», за каждого принятого студента, многие вузы в стремлении привлечь больше абитуриентов впадают в крайность, бросая все силы на работу со школьниками, и совершенно забывая о своей профильной деятельности – работе со студентами. В результате, привлечённый работой в оборудованном по высшему разряду технопарке, вчерашний школьник приходит учиться в аудитории, не знавшие ремонта с прошлого века, где из всего учебного оборудования есть только пробирки. В результате образовательный процесс превращается в профанацию, студенты не получают даже простейших необходимых навыков экспериментальной работы. Да и выполнение дипломных квалификационных работ за неимением необходимого оборудования на кафедрах или достаточного времени у занятых другой деятельностью преподавателей зачастую подменяется написанием рефератов или плагиатом. Таким образом, бросая все силы на борьбу за абитуриентов, но не уделяя достаточно внимания работе со студентами, вузы в конечном итоге выпускают большое количество неквалифицированных «специалистов», совершенно невостребованных на рынке труда. Для выправления данного перекоса необходимо изменение отношения к образованию в целом, а также изменение баланса финансирования вузов и их работы в сторону основной для вузов деятельности – подготовке высококвалифицированных специалистов для ведущих предприятий и научно-исследовательских институтов.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533