English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXV-ая конференция

Факультативный урок литературы в средней школе: Развитие Ломоносовым основ русского стихосложения

Астафурова М.В., Тенишева К.А.1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: astafurova.maria@mail.ru

1МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 2», Россия, 431220, Республика Мордовия, г. Темников, ул. Интернатская, д. 4.

1  стр. (принято к публикации)

Представлена методика работы с малыми группами при изучении русской поэзии. Описано содержание и построение вводного урока. В работе использованы литературные источники [1, 2].

Учащиеся анализируют развитие русской поэзии в период с середины XVII в. до начала XIX в. Рассматривается поэтическое творчество Симеона Полоцкого, А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова. 1739 год можно считать поворотным в истории русской поэзии. В этом году Ломоносов написал оду «На взятие Хотина». Стихи Ломоносова, написанные ямбом, раскрыли перед современниками богатые поэтические возможности русского языка. В теоретической работе («Письмо о правилах российского стихотворства») Ломоносов рассмотрел особенности русского языка, которые необходимо учитывать при стихосложении. «Первое и главнейшее, — писал Ломоносов, – мне кажется быть сие: российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

Учащиеся читают стихи Ломоносова, написанные различными стихотворными стилями. Образцом поэтического творчества являются стихотворные переводы Ломоносова произведений Горация, Анакреонта, Лафонтена. На примере стихотворного пересказа русскими поэтами басни Лафонтена «Ворон и лисица» учащиеся прослеживают, как менялось и совершенствовалось под влиянием поэзии Ломоносова русское стихосложение. Сравниваются близкие по содержанию поэтические произведения Ломоносова и Пушкина. Вывод, к которому приходят учащиеся: «Ломоносов является основоположником современного русского поэтического языка. Поэтическое творчество Ломоносова подготовило появление в русской литературе великих имен Державина, Пушкина, Крылова».

Завершает урок «Слово о Ломоносове» Державина, Радищева, Гоголя, Белинского, Достоевского. Ломоносов, по словам Гоголя, «стоит впереди наших поэтов, как вступленье впереди книги. Его поэзия – начинающийся рассвет».

Литература

1. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов: Для славы народа российского: Кн. для учащихся 8-11 кл. – М.: Изд-во «Просвещение», 2001. 239 стр.

2. Астафурова М.В., Есина И.Ю. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русской поэзии // ФӘН-НАУКА. 2012. № 7 (10). Стр. 41-45.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533