English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXV-ая конференция

Подверженность иллюзорным зрительным проявлениям у детей в норме и с дизонтогенезом в младшем школьном возрасте

Толмачева Е.А., Максименко М.Ю.1

Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича, РАН; Россия, 127051, Москва, Большой Каретный переулок, д.19 стр. 1; тел. +7 (495) 650-42-25, E-mail: e.tolmacheva@iitp.ru

1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, факультет психологии; тел. +7 (495) 629 -37-23

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время происходит рост количества детей с разной степенью дефицитарности когнитивной сферы. Внедрение системы инклюзивного образования приводит к необходимости использования количественно-качественных методов диагностики высших психических функций. Зрительно-пространственные функции, обеспечиваемые совместной работой фронтальных и теменно-затылочных отделов коры больших полушарий, являются наиболее чувствительными к различным факторам, присутствующим при нормальном и патологическом варианте функционирования высших психических функций в детском возрасте. Оптико-геометрические иллюзии - это уникальный психофизический феномен, связанный с особенностями функционирования системы зрительно-пространственного восприятия. Целью исследования было количественное исследование степени подверженности иллюзии Мюллера-Лайера в сопоставлении с точностью глазомера при уравнивании длин двух отрезков у детей младшего школьного возраста в норме и при дизонтогенезе. Количественные измерения проводили методом многократного уравнивания с помощью специального интерактивного компьютерного обеспечения. Установлено, что для детей с задержкой психического развития и минимальной мозговой дисфункцией характерна большая величина ошибки при уравнивании двух отрезков и повышенная подверженность иллюзии по сравнению с детьми с нормальным онтогенезом. У детей с расстройством аутистического спектра выявлено снижение точности глазомера при уравнивании двух отрезков, тогда как отличий в чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера по сравнению с нормой в этом возрасте обнаружено не было. Полученные результаты свидетельствуют о том, что подверженность иллюзорным проявлениям можно рассматривать в качестве метода количественной оценки степени сформированности зрительно-пространственного восприятия при диагностике дефицита когнитивной сферы младших школьников.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533