|
Архив публикацийТезисыXXIV-ая конференцияОриентированность современных методик преподаванияКафедра физиологии растений биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, 119234, Москва, Ленинские горы д.1, кор.12, тел: (495) 939-54-87; irina.strizh@mail.ru, 1 стр. (принято к публикации)Одной из задач современного образования является не просто обучение, но формирование творческой личности, способной принимать самостоятельные решения и создавать что-то новое в любых сферах человеческой деятельности. Методы, используемые преподавателями для решения данной задачи, могут быть различными: от традиционных лекционных курсов и научных дискуссий до творческих заданий на семинарских занятиях. Главное: активное вовлечение учащихся в образовательный процесс. Преподаватели могут предложить оригинальные курсы, учебники, дополнительную литературу, дистанционное образование и инернет-сайты, интересные задачи, свои знания и внимание. Это будет полезно и востребовано, если учащиеся заинтересованы в обучении. Школьникам и студентам необходимо видеть перспективу для их научной, творческой деятельности и иметь стремление к обучению: мы обязаны предоставлять им не просто общеизвестные и хорошо описанные во многих учебных пособиях данные, но интерпретировать их по-своему, демонстрировать учащимся проблематичность науки и необходимость их участия в решении важнейших проблем. Основной частью любой образовательной методики должна быть мотивационная составляющая. Приемы мотивации могут быть различными: от жесткого контроля знаний до демонстрации примеров практической пользы приобретенных знаний. Необходимой компонентой образовательного процесса для понятия целесообразности учебного курса является четкая учебная программа. Ввиду динамического развития современной науки, особенно биологии, многие программы устарели и не воспринимаются учащимися. Основную роль в формировании современной учебной программы играет преподаватель и контролирующий его учебно-методический совет, однако мнение и пожелания учащихся необходимо принимать во внимание. Согласованная работа является залогом большей заинтересованности в предмете. Вместе с тем, необходимо учитывать, что современные учащиеся являются одной из самых критически настроенных и требовательных аудиторией, что должно стимулировать к самосовершенствованию преподавателя. Примером "настройки" учебного курса для студентов с одинаковой степенью мотивации, но с разными базовыми знаниями, является преподавание дисциплины Физиология растений, с необходимыми модификациями, для студентов факультетов Почвоведения, Биологического Факультета и Факультета Биоинженерии и Бионформатики МГУ. Было четко прослежено, что большее количество часов на изучение физики и химии, а также английского языка, способствует большему потенциалу в освоении биологических наук. Следует особо отметить, что наиболее способными были студенты, имеющие большее количество математических дисциплин в первые годы обучения. |