English

Архив публикаций

Тезисы

XXIV-ая конференция

О летних профильных школах для старшеклассников при ВУЗах

Калачева Н.В., Сочнева В.А.

Казанский федеральный университет, ИМиМ им. Н.И.Лобачевского, Россия, 420008, ул.Кремлёвская, 35, тел. (843)2337458, nvkalacheva@gmail.com, walentina.sochneva@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

8 – 10 июня 2016 года в Казанском федеральном университете проводился семинар – совещание, посвящённый работе физико-математических школ для старшеклассников при ВУЗах, в котором приняли участие организаторы таких школ из Республики Татарстан, Новосибирска, Чувашии, Астрахани, Волгограда, Кубанского университета.

Самой «старшей» из представленных на семинаре летних школ оказалась школа, впервые проведённая в Новосибирске по инициативе академика М.А.Лаврентьева в 1962году, следующей - школа «Квант» при Казанском университете - с 1972 года.

В выступлении на семинаре заместитель директора СУНЦ НГУ Ф.Г. Сулейманова привела высказывание академика М.А.Лаврентьева: «безусловно, талантливых детей нужно собирать вместе, это рождает уникальный микросоциум талантов, ребята общаются, «переопыляются» идеями». А ещё в летней школе школьники общаются со старшими товарищами – студентами, аспирантами, преподавателями университета, которые в неформальной обстановке готовы обсуждать с ними как научные, так и другие жизненные проблемы. Где ещё такое возможно!!

Однако, так сложилось, что единственным способом проявить свой интерес к науке, доступным каждому школьнику, является только участие в олимпиадах школьников. В стране есть стройная система олимпиадного движения , есть её материальная поддержка, а вот системы в проведении летних школ при ВУЗах нет. Но дело в том, что не все школьники, которые хотят и могут заниматься наукой, обязательно являются призёрами олимпиад. Среди успешных учёных, кандидатов и докторов наук, встречаются коллеги, которые признавались, что в школе избегали участия в олимпиадах, решать «кто быстрее» им не нравилось в принципе, а вот после занятий в летней школе они решили заниматься наукой. В настоящее время попадание в летнюю школу (в отличие от попадания на олимпиаду) не является доступным каждому школьнику, Не так много у нас федеральных университетов, но они охватывают почти всю страну, и если хотя бы у каждого федерального университета в обязательном порядке была создана летняя школа, куда могли бы попасть школьники соответствующего региона, то это было бы началом создания такой системы. Школьникам, интересующимся наукой, педагогам с ними работающим, а может быть, и министерству образования России, интересно было бы иметь информацию о всех существующих в стране летних школах, об их проблемах и достижениях. Профильные летние школы – это не менее эффективный способ поиска и поддержки молодых людей, способных к науке, чем олимпиады. Эти две формы работы дополняют друг друга и обе заслуживают поддержки!



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533