English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIII-ая конференция

Влияние среды на личность учащегося

Макарова О.В.

МАОУ гимназия №56, Россия, 426034, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 230 makarova_sch56@bk.ru

1  стр. (принято к публикации)

Человека во многом формирует среда, в широком смысле этого слова, особенно, если этот человек является учеником в школе. На становление личности могут влиять разные факторы. Это наследственность, которая передается от родителей, биологические, географические, национальные факторы, социальная среда. Личность - это многогранное понятие и формируется в ходе общения с другими людьми, но при этом разные факторы могут оказать влияние на становление личности в течение жизни. И от того, какими будут эти факторы (положительными или отрицательными), можно предположить, что и личность сформируется с положительными или отрицательными чертами. Особенно в подростковом возрасте (как показали исследования Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др.), «среда может оказать огромное влияние на становление личности» [1] Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Большую часть времени ребенок проводит в школе, поэтому можно условно подразделить среду подростка на школьную, семейную, социальную. Для социализации ребенка в школьной среде можно создавать различные события, в которых проявляются и формируются личностные компетентности ученика. Например, в 5 классе, когда на ученика еще большое влияние оказывает среда семьи, можно проводить события совместно с родителями, где в деятельности можно увидеть межличностные отношения, ценности семьи, уровень воспитанности ребенка, творческие способности, умение решать проблему. Также на уроках учителя через свой предмет могут формировать личностные и метапредметные компетентности учащегося: это могут быть комплексные работы с включенными заданиями на формирование мотивации к любознательности, способности к нестандартным решениям; по ИЗО – это создание рисунков о дружбе, об увлечениях своей семьи; по технологии – подарки близким и ветеранам ко Дню Победы; по МХК - создание семейного древа; по русскому языку - сочинения на тему «Семейная реликвия», «Письмо ветерану»; классные часы о толерантности, доброте и т.д. Проявление отношений между учениками можно увидеть в коллективной проектной деятельности, когда ученик осваивает выбранную им роль и решает общую проблему. «Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни»[2].

Литература.

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл 2004



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533