English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Особенности социально-педагогической поддержки девушек-курсантов в социальной среде военного вуза

Голицына И.А.

rengoli@yandex.ru

1  стр. (принято к публикации)

Слово «офицер» на всех языках звучит примерно одинаково. «Офицер» - международный термин, означающий «должностное лицо силовых структур», «лицо командного состава армии и флота», «войсковой начальник, облеченный чином». Офицер, курсант – существительные мужского рода. Некоторое время назад было трудно представить, что «курсант», «будущий офицер» будут обращениями не только к мужчинам, но и к лицам женского пола. Ситуация в мире складывается таким образом, что понятия женщина и армия становятся привычными сочетаниями.

В течение ряда лет нами проводились исследования по оказанию социально-педагогической поддержки будущих офицеров, но мы не рассматривали вопросы социально-педагогической поддержки курсантов-девушек за отсутствием таковых в системе обучения нашего высшего военного заведения. В текущем учебном году в филиале Академии впервые осуществлен прием девушек-курсантов, что дало объективную возможность распространить вопросы социально-педагогической поддержки на взаимодействие с курсантами-девушками.

С целью выявления необходимости деятельности по социально-педагогической поддержке и определения ее направлений были проведены пилотные исследования. В процессе психологического и педагогического наблюдения за деятельностью девушек-курсантов в ходе учебных занятий по расписанию и в часы самоподготовки, в ходе индивидуальных и групповых бесед, нами получены результаты, которые, представляют, на наш взгляд, определенный интерес. Нами проведены опросы, анкетирования, мини-сочинения, раскрывающие некоторые особенности пребывания девушек-курсантов в социальной среде военного вуза. Ряд вопросов анкетирования мы сконструировали по типу аналогичных для курсантов-юношей, первокурсников данного набора. Результаты оказались неожиданными и по некоторым направлениям отличными от тех данных, что мы встретили в малочисленных исследованиях на данную тему. Показательным было то, что в течение трех месяцев обучения девушек-курсантов на нашей кафедре математики была выявлена необходимость перестройки способов взаимодействия в ходе учебного процесса. Не все наработанные методические и педагогические приемы из тех, что эффективно работали для курсантов-юношей, давали идентичный результат в ходе педагогического взаимодействия с девушками.

Полагаем, что материалы, рассмотренные в нашей статье и приведенные конкретные данные, будут интересны не только преподавателям военных заведений, работающим с разнополым составом, командирам соответствующих подразделений и лицам, занимающимся вопросами медико-психологического обеспечения военнослужащих, но и гражданским лицам, занимающимися гендерными исследованиями.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533