English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Авиастроение как зеркало истории ХХ века

Кузьмин Ю.В.

109012, РФ, Москва, Старопанский переулок, д. 1/5, ИИЕТ РАН

1  стр. (принято к публикации)

Изучение истории техники легко позволяет увидеть общее в частном. Например, статистический анализ производства самолётов в 20-м веке приводит к целому ряду выводов, касающихся всеобщей истории.

Эти выводы могут дополнить знания, полученные более привычными методами.

В докладе приведены только несколько примеров:

- высокотехнологичное производство в 20-м веке оставалось уделом немногих стран. Более 90% мирового выпуска самолётов обеспечили лишь 6 государств (в порядке убывания выпуска): США, СССР/Россия, Великобритания, Германия, Франция, Япония. Сейчас ситуация медленно меняется, увеличивается число стран, владеющих передовыми технологиями;

- самые большие мобилизационные способности – у экономики США, что было продемонстрировано в обоих мировых войнах. В 1941-1945 годах, например, США выпустили почти столько же самолётов, сколько все остальные воюющие державы, вместе взятые;

- первым после демилитаризации 1920-х годов большую армию начал строить СССР. В первой половине 1930-х по производству боевых самолётов он был на первом месте в мире. Затем подключились Великобритания и Германия;

- до 1940 г. включительно промышленность США сохраняла мирную направленность, что подтверждает желание руководства страны дистанцироваться от разгорающейся европейской войны. Только в США в 1940 г. число построенных гражданских самолётов было больше числа военных;

- Корейская война привела к очень сильно ремилитаризации экономик США, СССР и Великобритании, и этот конфликт вполне мог перерасти в новое мировое военное столкновение.

- несмотря на войны, доля гражданских самолётов всё увеличивается и сейчас превышает 90% в мировом выпуске. Если в начале века именно ВПК был двигателем прогресса, то сейчас эта роль перешла к гражданским отраслям промышленности.

Вывод: изучение истории, в том числе, истории техники, статистическими методами позволяет получить интересные новые знания. Статистические данные и их интерпретацию полезно использовать и в образовательном процессе.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533