English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Межфакультетский курс «Введение в бизнес-консалтинг» в Московском государственном университете

Зеликин Н.В.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет дополнительного образования (ФДО), Россия, 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, ФДО. Тел. (495) 939-1931, n-zl@sdo.msu.ru

1  стр. (принято к публикации)

МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЙ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-КОНСАЛТИНГ»

В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Зеликин Н.В.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,

Факультет дополнительного образования (ФДО),

Россия, 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, ФДО.

Тел. (495) 939-1931, n-zl@sdo.msu.ru

Важное место в учебной программе Московского государственного университета заняло направление “межфакультетские учебные курсы”. Успешно завершился первый год осуществления этой важной инициативы руководства МГУ. Не пытаясь найти истоки этой идеи в давно сложившейся практике ведущих западных университетов, можно сказать, что настоятельность такого дополнения основной программы очевидна. Даже беглый анализ общедоступной статистики (см. http://edu.msu.ru/mfk/) показывает популярность курсов у всех категорий учащихся. Помимо того, что посещение курсов МФК является в определенной степени обязательным для будущих специалистов, бакалавров и магистров, их добровольно посещают учащиеся всех уровней подготовки и всех факультетов. На примере курса «Введение в бизнес-консалтинг» (сайт курса http://bc.fdo.msu.ru) факультета дополнительного образования (ФДО) можно показать, насколько важна интеграция базовых учебных дисциплин, а кое-где и просто - заполнение междисциплинарных брешей. Наиболее четко объективную необходимость междисциплинарных программ можно понять, анализируя бизнес-практику, в которую погружаются выпускники российских высших учебных заведений. Личный опыт автора, выпускника физического факультета МГУ, бизнес-консультанта с 13-летним стажем, показывает, что преодоление узости изолированных по факультетам программ оборачивается значительными издержками как для нанимателей, так и для самих молодых специалистов. То, что уже давно стало ясным в бизнесе (лишь интеграция всей цепочки воспроизводства социально-общественных и материально-производственных отношений, включая фазу подготовки специалистов, ведет к прогрессу и эффективности) недостаточно осознано нашими высшими учебными заведениями. На примере подготовки специалистов для бизнеса можно показать, насколько полезна интеграция таких базовых дисциплин, как прикладная математика, теоретическая информатика и теория управления, на базе ведущих факультетов (мехмата, факультета вычислительной математики и кибернетики, экономического факультета). Каждому студенту должна быть предоставлена возможности выбора определенного набора курсов, отвечающего высоким стандартам обучения, с одной стороны, и потребностям реальных предприятий всех форм собственности и видов деятельности. Программа МФК явно демонстрирует наиболее эффективные направления совершенствования учебного процесса, дает богатый материал для анализа и выработки практических шагов. Немаловажно, что оценка бизнесом уровня подготовки выпускников есть один из критериев оценки эффективности университета и его места в рейтинге лучших ВУЗов мира.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533