English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Мониторинг учебных достижений школьников как фактор повышения результативности естественнонаучного и математического образования

Митина О.А.

Москва, Кантемировская ул., д. 14, к.2, кв. 41

1  стр. (принято к публикации)

Закон РФ «Об образовании» предусматривает проведение педагогического мониторинга и использования его как неотъемлемого инструмента управления образованием. С точки зрения современного деятельностного подхода наиболее значимы показатели по тем видам деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Полнота и достоверность информации играют важную роль в процессе управления качеством образования, при этом возникает необходимость в непрерывном слежении за результативностью обучения. Педагогический мониторинг обеспечивает преподавателя и учащихся необходимой информацией для принятия решения, его объекты – это результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Ограниченность знаний об объекте управления – образовательном процессе – и о каждом из его субъектов не позволяет педагогам определить степень и особенности управленческих воздействий, необходимых для повышения результативности образования. Педагогический мониторинг может стать средством, способным решить эти проблемы.

В основе системы мониторинга учебных достижений учащихся при изучении естественнонаучных и математических дисциплин лежат идеи деятельностного и кибернетического подходов. Кибернетическая модель учебного процесса и специфика дидактических задач на разных этапах обучения позволяют выделить входной, текущий и выходной виды мониторинга. Для каждого вида мониторинга с учетом требований к информации обратной связи определены средства диагностики. На основе деятельностного подхода выбрана таксономия целей, базирующаяся на трех типах деятельности: репродуктивной, реконструктивной и вариативной.

Совокупность средств диагностики представлена диагностическими учебными задачами, которые позволяют судить об уровне усвоения информации каждым учеником в любой момент времени, обеспечивают необходимую информационную основу для принятия адекватных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей. С помощью предлагаемой системы мониторинга можно проверить все уровни усвоения учащимися учебного материала. Применение этой системы приводит к повышению результативности математического и естественнонаучного образования, т.е. способствует увеличению числа школьников, усваивающих учебный материал на более высоких уровнях (реконструктивном и вариативном).



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533