English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Возрастные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольника

Черминская М.А., Тиханская Е.О., Потапова Т.В.1

Дошкольное отделение ГБОУ средней общеобразовательной школы №38. Россия, 119192, г. Москва, ул. Винницкая 11, к.1, тел./факс. (495) 9321174; e-mail: gouds1820@gmail.com

1Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова, НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов биологии. Россия, 119192, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, тел.: (495) 9395506, факс: (495) 93993181, e-mail: potapova@genebee.msu.ru

1  стр. (принято к публикации)

Исследовательская, поисковая активность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Познавательно–исследовательская деятельность в раннем детстве проявляется как предметно–манипулятивная: в виде простого, как будто «бесцельного» экспериментирования с вещами, при котором дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В этот период «островки» познавательно–исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей новых материалов. В работе с детьми младшей группы мы придаем большое значение ежедневной пальчиковой гимнастике и развитию мелкой моторики, например, с помощью конструирования. Хороший повод для освоения малышами материалов и способов работы с ними – подготовка к Новому году: мы учили детей работать с солёным тестом, из которого они готовили ёлочные игрушки. Раскрашивание готовых фигурок– это одновременно и освоение такого важного элемента сенсорики как цвет. В старших и подготовительных к школе группах мы провели целый цикл занятий по космической тематике. Дети совершали воображаемое космическое путешествие. Сразу после старта мы полюбовались Землей из космоса, облетели и рассмотрели Луну, узнали про первый Луноход, увидели следы американских астронавтов среди бесчисленных лунных кратеров. Затем мы облетели всю Солнечную систему, узнали, какое Солнце огромное и горячее, что такое солнечный ветер, почему происходят полярные сияния. Подлетая к каждой из планет Солнечной системы, мы знакомились с их многочисленными спутниками и кольцами. Дети узнали, в чем разница между кометами и астероидами, между метеорами и метеоритами. В далеком космосе мы увидели неисчислимое количество звезд: таких разных – и по цвету, и по размеру, и по яркости. Мы читали с детьми мифы о созвездиях, выучили названия самых ярких и заметных звезд. Тема космоса завораживает детей и будит их воображение: дети с удовольствием делали разноцветные ракеты из бумаги, лепили из пластилина смешных инопланетян и даже научились изготавливать целые планеты при помощи техники папье-маше.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533