English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Актуальные проблемы экологического воспитания детей в условиях логопедической группы

Асланова Е.В., Потапова Т.В.1

Дошкольное отделение государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №38. Россия, 119192, г. Москва, ул. Винницкая 11, к.1, тел./факс. (495) 9321174; е-mail: evgeniyalashmanova@mail.ru

1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов в биологии. Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru

1  стр. (принято к публикации)

К сожалению, в начале XXI столетия здоровье подрастающего поколения напрямую зависит от экологического неблагополучия в окружающей среде, его влияния на иммунную, нервную и эндокринную системы. Наряду с хроническими заболеваниями возрастает роль и стрессовых психологических воздействий, что в свою очередь ухудшает нервно-психологическое здоровье и иммунитет у детей. Результатом подобных влияний на организм могут становиться и речевые нарушения, часто обусловленные патологиями внутриутробного развития. В связи с этим целью логопедических занятий становится не только коррекция и формирование речи детей, но и формирование мировоззрения, бережного отношения ко всему окружающему человека – к людям, природе, животным, планете. К наилучшему результату ведут следующие методы работы: использование наглядных природных материалов; проведение занятий на улице, в парковых зонах, ботанических садах, на территории зооуголков. В ходе экологического эксперимента, проводимого с 2009 г. по настоящее время на базе детского сада № 1820 г. Москвы, использовались следующие принципы реализации поставленных целей на логопедических занятиях: • принцип полисенсорного и системного подхода к коррекции речевых нарушений; • принцип доступности обучения (соответствие возрастным особенностям дошкольников, игровая форма занятий); • принцип воспитывающего обучения (воспитание волевых и нравственных качеств). В результате была отмечена возросшая речевая активность, как в процессе коррекционной работы, так и в бытовой, повседневной речи детей. Наблюдалось увеличение словаря существительных, глаголов и прилагательных по следующим лексическим темам: «Деревья». «Кустарники». «Цветы». «Ягоды». «Грибы». «Фрукты». «Овощи». «Лес в разное время года». «Дикие животные и их детёныши». «Домашние животные и их детёныши». «Перелётные птицы». «Зимующие птицы» и др. Использование наглядности не только помогало детям понимать те или иные явления, происходящие в природе, но и позволило сформировать тактильные, кинетические и кинестетические ощущения, мелкую моторику пальцев рук, что крайне важно для полноценного речевого и общего развития ребёнка, а, следовательно, и его адаптации в социуме.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533