English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Идеи Песталоцци и экологическое образование

Потапова Т.В.

Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов биологии. Россия, 119192, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ тел.: (495) 9395506, факс: (495) 93993181, e-mail: potapova@genebee.msu.ru

1  стр. (принято к публикации)

Двести лет назад великий швейцарский педагог И. Г. Песталоцци сформулировал основные принципы природосообразного воспитания: (1) Обеспечить нормальное развитие в ребенке природных свойств наблюдения за миром и создать ребенку условия для получения полноценных впечатлений об окружающей среде. (2) Использовать при воспитании систему элементарных упражнений, позволяющих ребенку осознавать впечатления от окружающего мира, совершая при этом необходимые усилия для развития мыслительных способностей. (3) Организовать обучение ребенка навыкам мастерства, позволяющим безопасно и с пользой взаимодействовать с окружающей средой. 80-летний Песталоцци сокрушался о том, что не смог воплотить в жизнь эти принципы. В XIX веке К.Д. Ушинский воплотил принципы Песталоцци в систему начального обучения, на долгие годы определившую природосообразный характер мышления нескольких поколений россиян. Пресловутая «перестройка» отодвинула далеко на задний план в сознании наших соотечественников необходимость сообразовывать свое поведение с законами природы, не подвластными воле человека. В начале XXI века невежество любящих родителей относительно биологии человека и природных законов, управляющих в детстве развитием мышления, грозит будущим поколениям катастрофическим недоразвитием умственных способностей и как следствие – неспособностью организовать экологически грамотное поведение в биосфере Земли. Что конкретно можно и нужно противопоставить этой тенденции ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС? (1) Обеспечить дошкольникам и младшим школьникам возможности наблюдать природные объекты и явления. (2) Обеспечить детям речевое общение с просвещенными собеседниками по поводу впечатлений от природных объектов и явлений, помогая осознавать природные закономерности и упражняя при этом мыслительные способности ребенка. (3) Обучать детей навыкам экологически грамотного поведения по отношению к объектам и явлениям живой природы. В настоящее время НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ и Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ реализуют специальную образовательную программу «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ПЕРВЫЕ ШАГИ» [http://kids.genebee.msu.ru]. Разделы программы: (1) Повышение квалификации педагогов и родителей в форме дистанционного обучения по программе «Исследование природы вместе с детьми». (2) Создание модельной площадки «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – ВУЗ» по договору о сотрудничестве между МГУ и комплексом СШ№38 с тремя детскими садами микрорайона «Раменки» рядом с МГУ. (3) Привлечение студентов, старших школьников и родителей к работе по научному просвещению младших детей.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533