English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

Детским садам – общественную заботу

Потапова Т.В., Петрова Ю.В.1

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов в биологии. Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru

1Государственное образовательное учреждение детский сад №1820 комбинированного типа. Россия, 119192, г. Москва, ул. Винницкая 11, к.1, Тел./факс (495)9321174; е-mail: Julivp77@gmail.com

2  стр. (принято к публикации)

В начале XXI века люди все больше погружаются в мир искусственных вещей и сооружений, виртуальные социальные сети, отрываясь в своих представлениях от Природы как основы бытия. Помимо разнообразных экологических бедствий отрыв от природы напрямую угрожает развитию и становлению личности в дошкольном детстве. То, что ребенок до школы растет и овладевает природными умениями питаться, двигаться, общаться, – достаточно очевидно, и окружающие взрослые более или менее умело ему в этом помогают. Гораздо хуже представляет себе обыденное сознание, насколько необходимы для развития мышления ребенка впечатления от объектов и явлений природы и речевое общение по этим поводам с наставниками. По оценкам московских экспертов у 65% детей, поступающих в 1 класс, недоразвита устная речь. Но ведь именно соединение развития речи с развитием мышления, которое начинается с двухлетнего возраста, и приводит к тому развитию интеллекта, который отличает человека от других обитателей Земли!

С 2011 г. в МГУ открыт курс повышения квалификации «Исследование природы вместе с детьми» [http://kids.genebee.msu.su]. Этот курс изучили специалисты московского д/с №1820, которые весьма продуктивно провели в 2009–2012 г.г. при поддержке ученых МГУ эксперимент по теме «Детский сад – эталон экологической культуры». В частности, мы убедились, как плодотворно влияет на развитие языковых способностей и мышления современных городских детей приобщение их к миру экологической культуры с помощью специально разработанных пособий, включающих картинки, коротенькие рассказы и тесты.

Еще один важный вывод из нашего эксперимента: необходимость эффективного функционирования помещения и территории детского сада как развивающей среды. Именно наличием полноценной развивающей среды отличается принципиально воспитание ребенка в детском саду от воспитания в семье! В последнее время наблюдается тенденция устилать территории детских садов плиткой и обустраивать искусственными сооружениями. Скорее всего, чиновники, принимающие подобные решения, слабо представляют себе, какую роль в развитии мышления детей играет непосредственное общение с природой. Однако, обеднение природной среды на участках детских садов, неизбежно грозит недоразвитием устной речи и, соответственно, мышления детей. Чтобы предотвратить такие последствия, необходимо всеми мерами обеспечить детским садам поддержку просвещенной общественности.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533