English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

Развитие языковых способностей и мышления детей в контексте экологической культуры

Потапова Т.В., Власова Т.В.1, Кондратьевна Н.Н.1, Лебедева И.В.1, Надежина Л.Д.1, Силантьева Е.Н.1

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов в биологии. Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ,Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru.

1Государственное образовательное учреждение детский сад №1820 комбинированного типа. Россия, 119192, г. Москва, ул. Винницкая 11, к.1,Тел./факс (495)9321174; е-mail: Julivp77@gmail.com

2  стр. (принято к публикации)

В ходе эксперимента по теме «Детский сад – эталон экологической культуры» мы обратили внимание на массовые нарушения развития языковых способностей и мышления дошкольников по сравнению с тем, что было совсем недавно, и решили помочь детям, следуя совету Ушинского: «Если же внимание ребенка слабо, речь его очень отрывиста и бессвязна, выговор слов плох, то лучше, не начиная методического обучения, подготовляйте его к нему беседой о предметах, окружающих дитя или изображенных на картинках…». Мы исследовали возможности развития языковых способностей и мышления современных городских детей путем введения детей в мир экологической культуры с помощью специальных текстов, тестов и картинок на бумажных и электронных носителях. Эксперимент полностью подтвердил выводы современной науки о закономерностях развития языковых способностей человека. Педагоги д/с №1820, вводя детей в мир экологической культуры через речевое общение по поводу наглядных образцов явлений и объектов природы, убедились, что при этом, действительно, детей не нужно было заставлять учиться языку и мышлению: дети с энтузиазмом стремились интерпретировать все вокруг, обсуждая свои представления с педагогами и другими детьми. Дети, у которых на других занятиях не особенно проявлялась внутренняя потребность слышать и понимать речь, на занятиях речевым общением в контексте экологической культуры активно стремились узнавать названия предметов и явлений и использовать эти символы, демонстрируя порой незаурядную работу мышления. Дети утром, уже с порога детского сада спрашивали: «А сегодня будем отвечать на вопросы?» «А вы не забыли, что сегодня – моя очередь?».

Успех эксперимента подтвердил, что интересные и увлекательные занятия по исследованию природы вместе с детьми плодотворно сказываются на развитии языковых способностей и мышления детей при условии полноценного речевого общения между наставником и ребенком. Задача такого общения – привлечь внимание ребенка к тому, что вполне обычные предметы и явления вокруг него могут находиться в разном экологическом состоянии. Понять, что же вокруг хорошо, а что плохо с точки зрения экологии, можно, когда у тебя есть нужные знания. А знания нужно уметь искать. Поэтому необходимы специальные пособия для занятий с детьми информационным поиском в области экологической культуры.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533