|
Архив публикацийТезисыXX-ая конференцияСоциально-психологические проблемы в жизни женщин-преподавателей воронежских вузовВоронежский государственный университет, Россия, 394006, Воронеж, Университетская пл., д.1, Тел.: (473)2208364, kelan20042004@mail.ru 1 стр. (принято к публикации)Настоящая работа представляет собой анализ данных, полученных в результате лонгитюдного исследования «Образ жизни современного преподавателя». Опрос был проведен в 2000 и 2010 гг. на базе Воронежского государственного университета. Использовались данные ряда исследований женских общественных объединений г. Воронежа, предпринятых в течение последних пятнадцати лет. В центре внимания авторов работы находятся особенности жизнедеятельности вузовских женщин, создающие тот психофизический и эмоциональный фон, на котором происходит их профессиональное становление и развитие. Это ценностные установки, факторы беспокойства и оценка жизненных перспектив, состояние здоровья, предпочтения в использовании свободного времени, особенности межличностных отношений, общественная активность и др. Результаты исследований показали, что для абсолютного большинства вузовских женщин высшей ценностью и смыслом жизни является семья с духовной близостью и любовью ее членов. При этом общий эмоциональный фон окрашен беспокойством, связанным с широким спектром проблем современного российского общества. Среди них особенно выделяются коррупция, преступность, незащищенность прав и свобод человека и гражданина, падение нравов в обществе и снижение культурного уровня. Более половины женщин-респондентов указали на перечисленные стороны жизни нашего общества как на вызывающие их беспокойство. Интересно отметить, что ухудшение материального положения семей беспокоит меньше. Лишь 18,7% опасается стать бедными и оказаться на «дне», безработица тревожит 16,5% женщин, рост цен – 37,3%, снижение уровня жизни указали как причину беспокойства 37,7%. Почти половина (47,2%) опрошенных женщин-преподавателей тревожатся по поводу роста наркомании и алкоголизма. На фоне понижающегося уровня медицинского обслуживания населения, одним из отрицательных факторов жизнедеятельности является ухудшающееся здоровье работников высшей школы. Если в 2000 г. подавляющее большинство их (79%) оценивало состояние своего здоровья как удовлетворительное, то в 2010 г. таких сотрудников стало 59%. Среди основных причин ухудшения здоровья преподаватели указали неблагоприятную экологическую ситуацию, большую учебную нагрузку по основному месту работы и из-за вынужденного приработка, качество медицинского обслуживания, плохое питание. Вхождение высшей школы в систему рыночных отношений порождает в среде вузовских сотрудников прагматизацию взглядов, ослабление роли коллективов, самоизоляцию личности, рост конфликтности. |