English

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

О подготовке школьника к математической олимпиаде

Егоров А.А., Раббот Ж.М.1, Шляпочник Л.Я.2

Журнал «Квант», Россия, 117437, г. Москва, тел. (495) 335 94 54, E-mail: beriandr@mail.ru

1Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа», Россия, г. Москва, тел. (495)129 82 26, Е-mail: rabbot.is.j@google.com

2Россия, г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, тел. 8-916-606-65-57, Е-mail: shlya@mail.ru

2  стр. (принято к публикации)

Роль математических олимпиад в среднем образовании школьников хорошо известна, этому вопросу посвящена обширная литература.

В последние годы мы столкнулись с ещё одной ипостасью олимпиады – для её победителей это способ поступить в хороший вуз, минуя обычный конкурс (особенно если это только ЕГЭ). При этом традиционно крупные, широко известные олимпиады типа Московской, Санкт-Петербургской и т.п. практически не изменили критерии от-бора задач, поскольку их уровень достаточно высок для отбора абитуриентов по соот-ветствующим специальностям. Раньше всех без экзаменов начали поступать в ведущие вузы нашей страны победители международных олимпиад.

С другой стороны, как известно, далеко не всегда достаточно сильные школьни-ки побеждают на олимпиадах. В этой ситуации в прежние годы они поступали в вуз на общих основаниях, сдавая вступительный экзамен. Оценка в аттестате зрелости по со-ответствующему предмету была, как правило, достаточно высокой, и вступительный экзамен у них часто проходил весьма успешно.

Сейчас ситуация изменилась. Школьник либо побеждает в олимпиаде и посту-пает в вуз, но при этом у него всё равно должна быть достаточно высокая оценка за ЕГЭ, либо не побеждает в олимпиаде, и тогда всё решает ЕГЭ.

Поэтому подготовка к олимпиаде не исключает специального тренинга к ЕГЭ, причём для сильного школьника можно особое внимание обращать на раздел С экзаме-на.

Правда, в этом разделе за редким исключением обычно давались не олимпиад-ные, а технически трудные стандартные задачи, на решение и, что немаловажно, тре-буемое оформление решений которых обычно не хватает отведённого на ЕГЭ времени (около 20 совсем стандартных задач разделов А и В занимают почти всё скудное экза-менационное время). И всё же сильный школьник должен сдать ЕГЭ с решением хотя бы части задач последнего раздела.

В докладе представлены с необходимыми комментариями некоторые темы заня-тий по подготовке к олимпиаде, учитывающих эту специфику момента.

В конце приведён обширный список литературы.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533