English

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Компетентностный подход в преподавании ключевых тем алгебры и начал анализа на профильном уровне.

Чистяков В.В.

ГОУ ЯО Институт развития образования, Россия, 150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16, +74852321187, chistiakov_v_v@rambler,ru

1  стр. (принято к публикации)

Новые стандарты и требования к результатам школьного математического образования 1 предполагают сформированность у выпускников определенного набора предметных и надпредметных компетенций 2. Именно эти компетенции и должны в идеале служить объектом оценки на едином государственном экзамене (ЕГЭ) за курс полной средней школы. Между тем, процесс разработки учебно-методических комплектов, ориентированных на компетентностный подход, в настоящее время нельзя назвать завершившимся. Особенно проблемно обстоит дело с вновь вводимой на профильном уровне в рамках числовой линии темы «Комплексные числа», впрочем, как и с другими линиями и темами.

Автор предлагает свой подход к составлению/отбору дидактического материала в рамках означенного подхода и формулирует основные признаки задач компетентностного подхода, их отличие от чисто утилитарных практико-ориентированных задач. К этим признакам авторов относит а) формулировку задачи на языке практической, жизненной или научной ситуации, б) богатые внутри- и межпредметные связи, в) вариативность в способах решения, включая наличие лаконичного эвристического, г) декомпозиция проблемы на ряд относительно автономных подзадач с целью возможности построения шкалы для объективной оценки компетенций, д) наличие исследовательского элемента и рефлексии, е) высокую степень мотивации на решение.

Сформулированные принципы/признаки иллюстрируются авторским дидактическим материалом в рамках тем «Процентные вычисления» 3, «Касательная к кривой, графику», «Элементы дискретной математики» 4. Особое внимание автор уделяет обучению школьников универсальным математическим моделям, на которых строятся задачи различных тем и дисциплин (например, модели взвешенного среднего, обобщенной прогрессии и др.)

Литература

1. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.— М.: Дрофа, 2004.— 79[1] стр.

2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования,— М.: Педагогическое общество России, 2000.— 320 стр.

3. Чистяков В.В. Чертим и уравновешиваем … растворы//Математика в школе, № 10, 2008, Стр. 36-41

4. Чистяков В.В. Процессы и их математические модели, Элективный предмет, Математика 10 – 11 кл. на сайте www.iro.yar.ru/emd/chistyakov/index.htm



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533