English

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Методологические основы построения сетевого образовательного сообщества

Соколова Г.Ю.

Новгородский государственный университет, Россия, 173000, Великий Новгород, ул. С.-Петербургская 41, (816 2) 625122, Galina.Sokolova@novsu.ru

1  стр. (принято к публикации)

Успешность любого образовательного процесса тесно связана с наличием развитой информационно-образовательной среды. В информационно-образовательной среде происходят процессы интеграции, координации и кооперации ресурсов за счет подключения к партнерскому взаимодействию с общероссийскими, региональными учебными заведениями, библиотеками, музеями и прочими владельцами учебной информации. Это требует организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса, но не в административном режиме, а в рамках сетевого образовательного сообщества (СОС).

В сетевом сообществе, как и в любом другом сообществе, можно выделить основные группы пользователей: участники, лидеры, эксперты, консультанты, модераторы.

В СОС характерны такие схемы взаимодействия, как индивидуальное и групповое взаимодействие. Для целей индивидуального взаимодействия кроме обычных несетевых форм общения (телефон, обычная почта) лучше всего подходят сервисы электронной почты, Интернет-пейджеров и т.п. Для группового взаимодействия на уровнях «один со многими» и «многие со многими» целесообразно использовать списки рассылки, форумы и блоги.

Основные формы сетевого взаимодействия участников СОС: публикация новостей, анонсов предстоящих сетевых событий, общая рассылка информации, обмен письмами, Интернет конференции, групповые дискуссии, виртуальные мастерские по обмену опытом, виртуальное консультирование, публикация авторских материалов, виртуальная экспертиза представляемых материалов.

Таким образом, в основе СОС лежит устойчивая концентрическая модель. В данной модели устойчивое сообщество состоит из небольшого ядра лидеров, активистов сетевого сообщества и постоянно растущего числа помогающих им участников, а также из различных заинтересованных пользователей Интернет. Тьюторы занимают свое поле в концентрической модели, являясь основными консультантами, организаторами сетевого взаимодействия.

Концентрические «слои» соответствуют различным категориям участников сообщества. Каждая категория участников имеет определенные обязанности в эволюции системы, которые связаны с ее общим качеством.

Среда функционирования ССССО должна создаваться как распределенная система, интегрировать в себя различные источники информации, быть доступной для всех участников образовательного сообщества. Выполнение этих требований целесообразно реализовать на базе портала сетевого сообщества.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533