English

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Актуальность целенаправленному обучению способам решения геометрических задач

Доронин А.В.

185680, Республика Карелия,г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17 тел./факс: (814-2) 78-30-29

1  стр. (принято к публикации)

В работах известных ученых психологов (Талызиной Н.Ф., Лефевра В.А., Репкина Н.В., Давыдова В.В, Щедровицкого Г.П.), речь давно идет об обучении способу реше-ния задачи, которое позволит учителю выйти из замкнутого круга: ученик, решая сто задач, владея отдельными видами действий, не может решить сто первую задачу. Ос-новная трудность, по мнению известных ученых, находится вне предмета: арифметики, физики, русского языка, а в области логики. Исследователи приходят к выводу о том, что педагогу необходимо иметь способ, особым образом изображенный и отчужденный от решения конкретной задачи (1).

Школьные учебники по геометрии выполняют, прежде всего, информационную функцию (передачу общественно-исторического опыта) (2). Система геометрических зна-ний, изложенная в учебнике, требует от ученика достаточно развитой логической куль-туры. Классический вариант содержания параграфа учебника: несколько определений с примерами, геометрические факты и доказательства этих фактов, после чего список за-дач, с которыми учащиеся справляются с трудом, либо с помощью учителя, при этом каждая следующая задача воспринимается учеником как новая. В большинстве случаев возникает предубеждение, что количество задач тождественно количеству способов их решения. Усвоение которых вряд ли по силам современному школьнику. При этом ос-новной трудности, которая заключается в логике решения задачи, не уделено должного внимания.

Будем различать способ решения геометрической задачи и решение геометриче-ской задачи. Способ решения геометрической задачи – последовательность действий, описанных терминами логики. Решение геометрической задачи – конкретная реализа-ция способа решения задачи.

Из-за отсутствия методики обучения способам учителю практически невозможно организовать учебную деятельность так, чтобы учащиеся усваивали способы решения геометрических задач. Сложившаяся ситуация является одной из основных причин не-высокой результативности обучения геометрии.

Цель исследования разработать такую методику обучения геометрии, которая по-зволит обеспечить целенаправленное обучение способам решения геометрических за-дач.

1.Г.П. Щедровицкий и др. Педагогика и логика.- Касталь, 1992 г. Стр. 382-384.

2.Орлов В.В. . Построение основного курса геометрии общеобразовательной школы в концепции личностно ориентированного обучения. – Санкт-Петербург , 2000.

3.В.А. Лефевр, В.И. Дубовская. Новые педагогические технологии .-т.3, 1964 г.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533