|
Архив публикацийТезисыXVI-ая конференцияО технологии организации и управления учебным процессом виртуального образовательного учрежденияМеждународный университет природы, общества и человека «Дубна», каф. Информационных технологий, лаб. Информационных систем в образовании, Россия, 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, 19, Тел.: (49621) 2-26-83, 2-24-71, факс: (49621) 2-26-83, E-mail: buljakova@mail.ru 1 стр. (принято к публикации)Глубокие социальные, экономические и технологические изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и образование, которое переживает сегодня, в некотором смысле, фазовый переход к новым формам обучения. К основным факторам, обеспечивающим этот процесс, можно отнести следующее: технические средства (компьютеры + коммуникации), технологические средства (специализированное программное обеспечение), психологические аспекты (осознание неизбежности перехода к новым формам обучения). Все это приводит к тому, что наряду с традиционными формами образования (очная, вечерняя, заочная, экстернат) появляются новые формы обучения (дистанционное образование, открытое образование). Каждая форма образования предполагает наличие соответствующей организационной структуры. Для традиционной формы это классический университет, для дистанционного образования — центр дистанционного обучения, для открытого образования — виртуальное образовательное учреждение (виртуальный университет). Чаще всего разные формы образования существуют не обособленно друг от друга, а в тесном контакте, пересекаясь в области применения, функциональности, используемых средств, целевой аудитории. Например, дистанционное обучение является инструментом эффективной организации внеаудиторных занятий традиционных форм обучения; классический университет используется в качестве исследовательской площадки для виртуального университета. Общая стратегия развития учебного заведения, направленная на увеличение объёма внеаудиторных часов за счет уменьшения объёма аудиторных, в целом ведет к виртуализации образовательного учреждения (ОУ). Для эффективного перехода ОУ в виртуальное необходимы подготовленные и апробированные технологии организации и управления учебным процессом виртуального образовательного учреждения (ВОУ). Автором предпринята попытка разработки технологии организации и управления учебным процессом ВОУ на примере формирования и поддержки отдельных дисциплин, которая апробирована в университете «Дубна» на кафедре Системного анализа и управления и на кафедре Информационных технологий.
Литература. 1. Булякова И.А., Добрынин В.Н. Виртуальное учебное заведение как модель системы образования в будущем. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Открытое образование». №2 (33). Том 2. — Москва. Издательство МГОУ, 2006, с. 6-12. |