|
Архив публикацийТезисыXVI-ая конференцияНовые подходы к предподаванию математики и Контроль знаний обучающихся (на примере подготовки к сдаче егэ)Москва, 109542, Рязанский проспект 99, ЛК-313 1 стр. (принято к публикации)Система довузовской подготовки ГУУ в связи с введением ЕГЭ как единой формы вступительных испытаний в ВУЗы была поставлена перед необходимостью совершенствования методов преподавания математики для школьников. Нами был разработан и реализован на практике новый учебно-методический комплекс, включающий: - Программы, соответствующие госстандарту и кодификатору; - Контрольно-тематические планы; - Сборник задач: обучающие, тренировочные, тестирующие и контрольные материалы для занятий на подготовительных курсах; - Комплекс проверочных тестов. Основу занятий на курсах составляет выпущенный коллективом Задачник [1], в который включены специально подобранные авторские задачи и задачи других авторов. Этот материал дает хороший обучающий эффект при использовании метода творческого применения знаний основных математических понятий, формул и теорем к решению как стандартных, так и нестандартных экзаменационных задач. По каждой теме приведена справочная информация, необходимая для решения этих задач. Особенностью Учебно-методического комплекса является: - Единый Задачник, включающий задачи по всем темам программы; - Разработка внутреннего стандарта занятий – единый набор обязательных для решения в аудитории задач (во всех группах – 50-60% от всех задач, решаемых на занятиях); - Активизация и контроль самостоятельной работы слушателей на базе унификации домашних заданий по всем группам; - Текущий («срезовый») контроль знаний. Учебно-методический комплекс составлен таким образом, чтобы он мог выдерживать изменения тенденций, связанные с вариацией содержания и степени сложности задач, включенных в ЕГЭ. Полный охват школьной программы делает его не зависящим от внесения изменений в Контрольно-измерительные материалы (КИМ). Мы обнаружили, что новый демонстрационный вариант КИМов не требует никаких изменений в нашем комплексе, так как предложенные в Задачнике [1] задачи проверяют не только знание конкретных формул, но и понимание сути рассматриваемых вопросов и умение применять их на практике. Многие задачи, включенные в пособие, в своей формулировке имеют непосредственное отношение к повседневной жизни, обращая в то же время внимание на вопросы, представляющие, как правило, трудность для слушателей. Например: «Цена на товар была понижена на 10%. На сколько процентов необходимо ее снова поднять, чтобы получить первоначальную цену?» Учебно-методический комплекс пригоден не только при вступительных экзаменах по программе ЕГЭ, но и для подготовки к вступительным испытаниям в учебные заведения, проводящие свой дополнительный экзамен. Одна из основных проблем, с которой авторы Учебно-методического комплекса сталкивались при работе со школьниками, заключалась в том, что математика воспринимается ими как набор конкретных задач, и большинство школьников не в состоянии увидеть общий метод решения за различиями в формулировке задачи. Поэтому мы систематизировали задачи по используемым методам решения, и в различных темах программы обращали внимание на единство методов решения. Удачей подготовленного Задачника мы считаем и его объем, так как при достаточно полном охвате материала он получился компактным, и при работе с ним перед школьником не стоит проблема выбора конкретных задач, так как в процессе подготовки они могут прорешать практически все предлагаемые в нем задачи. По результатам вступительного тестирования на подготовительные курсы ГУУ абитуриенты разбиваются на учебные группы в соответствии с уровнем их подготовленности. Учебно-методический комплекс составлен таким образом, чтобы преподавателям было удобно и продуктивно работать с абитуриентами любого уровня подготовленности. В каждой теме задачи расположены по увеличению уровня сложности: от простых к более трудным. По тому же принципу составлены и домашние контрольные задания. Такой подход к составлению домашних контрольных заданий позволяет постепенно выводить слабо подготовленных школьников на достаточно высокий уровень. Домашние задания проверяются на каждом следующем занятии, и в виде заполненной таблички с ответами сдается преподавателю. Это позволяет следить за регулярной самостоятельной работой школьников, выявлять и учитывать при дальнейшей работе темы, нуждающиеся в дополнительной проработке. За время обучения на подготовительных курсах (от семи до девяти месяцев) проводятся 6 аудиторных контрольных работ и 3 единые контрольные работы, после проверки которых проводится статистический анализ результатов. Задачи, встретившие наибольшие затруднения, повторно разбираются на занятиях и затем вновь предлагаются уже для домашней самостоятельной работы. Завершает обучение на подготовительных курсах ГУУ репетиционный экзамен, приближенный к ЕГЭ. Изложенная методика работы на подготовительных курсах, разработанный Учебно-методический комплекс и предложенный Задачник позволяют проводить мониторинг успеваемости слушателей курсов и выстроить правильную стратегию и тактику ведения образовательного процесса. Учебно-методический комплекс и опыт преподавателей позволил слушателям подготовительных курсов ГУУ намного лучше сдать ЕГЭ по математике в сравнении со школьниками Московской области и г. Москвы. Оценки «4» и «5» получили 76% наших слушателей против 36% школьников Москвы и 30% школьников Московской области, неудовлетворительную оценку имели около 1% наших слушателей, тогда как в Москве эту оценку получило около 21% и более 24% по Московской области.
Литература. 1. Математика абитуриентам. Готовимся к ЕГЭ на подготовительных курсах. Обучающие, тренировочные и контрольные материалы для занятий. Часть 1. Под общей редакцией В.В. Лебедева. – Москва. ГУУ. Учебный центр довузовской подготовки «Азъ». 2008. |