|
Архив публикацийТезисыXVI-ая конференцияВлияние индивидуальных параметров обучения на его результатыВоенная академия Ракетных Войск стратегического назначения имени Петра Великого, Россия, 117321, г. Москва, ул. Профсоюзная, 142, корп. 2, кв.74, Тел.: (095)338-32-23, e-mail:esolodova@rambler.ru 1 стр. (принято к публикации)В [1,2] показано, что наиболее важными индивидуальными характеристиками обучения являются коэффициент восприятия K и время запаздывания τ. В процессе обучения эти характеристики приобретают смысл мотивации к обучению (K) и индивидуальных способностей (τ). Проанализируем, каков вклад указанных характеристик в результативность процесса обучения. Будем решать уравнение с запаздыванием [1, 2], описывающее процесс обучения, и оценивать результативность процесса обучения величиной отношения коэффициента усвоения к времени усвоения – Ku/Tu. В свою очередь, коэффициент усвоения будем определять как отношение потока входной информации в единицу времени к потоку усвоенной информации в единицу времени. Характерные кривые зависимости Ku/Tu при изменении одной из характеристик в качестве независимой переменной и другой в качестве параметра приведены на рис. 1а и б.
Рис. 1 - Зависимость Ku/Tu от способностей (τ) (а) и от мотивации K (б)
Кривые 1.а и 1.б получены для случая, когда время усвоения Tu варьируется и является индивидуальным. Это – случай дистанционного обучения, когда сам обучающийся регламентирует свой процесс обучения. Расчёты, произведённые по графикам 1а и 1б, показывают, что вклад способностей, определяемых величиной τ, в коэффициент усвоения составляет 74%, а вклад мотивации – 26%. Таким образом, успех обучения почти на треть определяется организацией процесса обучения, а именно, мотивацией к обучению.
Литература 1. Солодова Е. А. Новые математические модели образовательных процессов//Синергетика: Будущее мира и России/под ред. Г. Г. Малинецкого. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008 – 384с. 2. Солодова Е. А. Концепция модернизации высшего образования России на основе синергетического моделирования//Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 592с. |