|
Архив публикацийТезисыXVI-ая конференцияЭтические проблемы экспериментов на животныхpotapova@genebee.msu.ru 1 стр. (принято к публикации)Имеет ли право ученый – биолог использовать животных как материал для экспериментов? Этично ли это? В пространстве сети Интернет - сотни тысяч ссылок с подобными вопросами! На рубеже II и III тысячелетий под давлением общественности, требующей заменить вивисекцию компьютерными имитациями, правительства ряда стран законодательно ограничивают эксперименты на животных; многие фонды ограничивают финансирование таких работ, а издательства – публикацию результатов. Ряд вузов отказывается использовать животных в учебных практикумах. Современные ученые почти не выступают в защиту своих прав на экспериментальную работу с животными, в отличие от таких авторитетов, как Нобелевские лауреаты в области естественных наук: И.П. Павлов и И. И. Мечников, К. Лоренц и Ф. Крик, - а также знаменитый математик И. М. Гельфанд, посвятивший десятки лет совместной работе с врачами и биологами. Получение первичных данных о работе живых систем требует вторжения в их жизнь, что неизбежно ведет к нанесению ущерба этим системам из-за отсутствия надежных представлений об их «личных» целях и способах противодействия нарушениям этих целей. Глубокое изучение живых систем неизбежно требует «этики сочувствия» изучаемому объекту, что создает у исследователя внутреннее психологическое сопротивление собственной активности. Как быть? Решать эту проблему усилиями непросвещенной общественности бессмысленно. Разумно - учитывать психологические ограничения на выбор профессии. Так же, как не каждый может стать врачом – хирургом и резать скальпелем ткани живого тела, далеко не каждый по своему природному психологическому складу может стать биологом – экспериментатором. Важный этап осознания личной психологической готовности к этой профессии – классический физиологический практикум. Весьма неразумно выглядит борьба некоторых студентов за право обучаться специальности без такого практикума. Государственное давление, опирающееся на общественное невежество, при советской власти тормозило развитие в нашей стране генетики и кибернетики. Хорошо бы в наши дни не идти слепо на поводу модных зарубежных течений «в защиту животных от ученых», но постараться трезво осмыслить природу этого конфликта между наукой и обществом, не допуская вторжения невежества в управление наукой.
Литература: И. П. Павлов. Полное собрание сочинений. Т. 6. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - 450 с. И.М. Гельфанд, Б.И. Розенфельд, М.А. Шифрин. Очерки о совместной работе математиков и врачей. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 320 с. К. Лоренц. Оборотная сторона зеркала. – М.: Республика, 1998. – 393 с. В. П. Эфроимсон. Генетика этики и эстетики. – М.: Тайдекс Ко, 2004. – 304 с.
|