English

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Многомерный подход к оценке качества образования

Пахомова Е.А., Солодова Е.Н.

141980 Моск. обл, г.Дубна ул. Университетская, 19.

1  стр. (принято к публикации)

Образование является важнейшей сферой социальной жизни: это процессы и одновременно результаты этих процессов, представленные в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью. Применительно к высшему образованию это процессы и виды деятельности вузов, направленные на подготовку специалистов в той или иной области на основе передачи учащимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для реализации успешной профессиональной деятельности.

Согласно стандартам ISO 9000 под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Таким образом, качество высшего образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам.

Адаптируя экономическую взаимосвязь «спрос – предложение» на сферу образования, можно сказать, что ориентация на ожидание потребителей является мотивацией к совершенствованию качества образования. Следовательно, прежде всего, необходимо выделить группы потребителей образовательных услуг в зависимости от их целей, которые могут быть разными, хотя и взаимосвязанными: абитуриенты, их родители, студенты, работодатели, вузы, различные уровни государственного управления. Таким образом, к определению качества высшего образования необходим многомерный подход.

Для каждой группы следует рассмотреть критерии качества образования (например, для студентов, абитуриентов это может быть востребованность знаний, для работодателей – высокий уровень подготовки специалистов и т.д.), с помощью методов когнитивного анализа провести социологическое исследование для выяснения ранжирования критериев качества образования [1]. Обработка полученных результатов проводится методами экспертных оценок и аппарата нечетких множеств с целью выделения приоритетных критериев качества образования, определения терм-множества, диапазонов термов путем построения функций принадлежности [2], что опробовано в данной работе на предварительном условном примере.

Литература.

1. Р.Л. Агабекян, М.М. Кириченко, С.В. Усатиков. Математические методы в социологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. A. Nedosekin. FUZZY FINANCIAL MANAGEMENT. Russia, Moscow, AFA Library, 2003.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533