English
!

Архив публикаций

Тезисы

XV-ая конференция

Ещё раз об идее русской национальной школы

Краснопольская Л.Н.

Кафедра истории и философии науки РАН? Россия, 119842, г. Москва, ул. Волхонка, 14, Тел.: (495)203-90-76 (работа), (4967)73-02-00 (дом); е-mail: lnkras@rambler.ru

1  стр.

Проблема создания русской национальной школы, поставленная К. Ушинским, ак-туальна и сейчас. Уже в XIX веке школа сбивалась на «зады европейства», разрушение национальных основ просвещения, гонения на веру. Хватает ли у всех, кто так или ина-че сейчас причастен к процессу образования, смелости, страсти, духа знаний, физиче-ских сил, наконец, чтобы оторвать "детство, отрочество и юность" от поглощения все усиливающейся пропагандой гедонизма и роста индустрии наслаждения, привить же-лание гордиться своей историей со всеми её зигзагами? Не стоит упрекать автора в "болотном патриотизме", в попытке утверждать, что "Россия – родина слонов". Стоит просто задуматься: своей в последние годы откровенной ориентации на всех уровнях на модель образования в США, даст ли когда-нибудь Россия миру повод сказать слова, близкие по смыслу известному афоризму канцлера Бисмарка: «войну за объединение Германии выиграл прусский учитель»?

Возможные оппоненты упрекнут автора тезисов в призыве к отказу от освоения лучших культурных традиций Запада, в том числе и педагогических технологий. Луч-шие традиции надо знать и осваивать, но это освоение не должно быть механическим переносом, подражательством, забвением высокого национального достоинства, о чём с тревогой писал ещё тот же К. Ушинский. Идея русской национальной школы не предполагает национальную исключительность, национальную надменность. Более то-го, в ней внутренне существует требование включенности России в контекст мировой культуры. «Нам не мешало бы занять одну черту западного образования – черту уваже-ния к своему Отечеству, чтобы не быть иностранцами посреди своего Отечества» (К. Ушинский).

В попытке ответа на традиционный вопрос "Что делать?" главное – следующее: ук-репить все возможности освоения отечественной культуры в школе. Интерес к ней, по-нимание её истоков и особенностей формируется именно там. В последние годы было много споров по вопросу о введении в школьную программу специального курса « Ос-новы православной культуры». Недавнее решение Государственной Думы по этому по-воду придаст дискуссиям ещё более острый характер. А стоит ли ломать копья? Может быть, прежде обратить особое внимание на обязательные в школьной программе курсы истории и русской литературы, в которые весьма органично вписаны эти основы?

Изначально нужно отказаться от кумулятивной модели образования, увы, принятой сейчас в школьном образовании и не только в России. Дети, которым после уроков на-до ещё бежать к репетиторам, учатся выборочно или защищаются от этой модели обра-зования другими способами. Стоит задуматься и над монополией урочной системы, над тем, что суть уроков – передача не только знаний, но и умений, навыков, а главное – воспитание человека самыми разными средствами. Последнее – традиция русской на-циональной школы. Сегодня – это всеобщий философско-методологический подход.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533