English
!

Архив публикаций

Тезисы

XV-ая конференция

Компьютерный интеллектуальный тьютор инновационный инструмент обеспечения качества учебного процесса в МБИ

Стригун А.И.

Международный банковский институт, Россия, 191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 60, Телефон: +7(812) 570-55-26, E-mail: str@ibi.metrocom.ru, strigun_a_i@mail.ru

1  стр.

Компьютерный интеллектуальный тьютор (КИТ) – интеллектуальная компьютерная программа, исполняющая роль индивидуального преподавателя-наставника. Он реализует обучающий диалог со студентом, применяя вопросы открытого типа, анализирует семантику свободных ответов, оценивает и комментирует ответы, разъясняет основные положения учебного материала. Целью применения компьютерных интеллектуальных тьюторов является повышение эффективности усвоения знаний путем организации перманентного, всеобъемлющего, объективного, адресного и реактивного контроля, и на его основе управления самостоятельной работой и познавательной деятельностью студентов.

Методология создания и применения КИТ разработана давно [1]. Она включает систему административных, учебных, методических и технологических мероприятий, в рамках которых осуществляются работы по созданию и применению КИТ. В ЭУМК, которые создаются на всех кафедрах и по всем дисциплинам, КИТ реализует функцию управления познавательной деятельности студентов. Предусмотрено создание и применение КИТ по каждой теме. Во время прохождения студентом тьюториала КИТ задает ему десятки открытых вопросов, анализирует развернутые ответы, комментирует их и/или задает дополнительные вопросы, дает правильную трактовку учебного положения, ликвидируя лакуны знаний. Методология применения КИТ построена таким образом, что обязывает студента при многократном прохождении тьюториала добиться положительных оценок по каждой темы. Только после этого допускает к прохождению тьюториала по разделу или дисциплине в целом.

Интерактивная образовательная среда Виртуальный университетский образовательный комплекс Санкт-Петербурга (ИОС ВУОКСа) средствами СУБД Oracle, web-сервера Apache, HTML, PHP и Java Script реализует технологии, обеспечивающие масштабное создание и применение КИТ в учебном процессе [2]. В настоящее время в ИОС ВУОКСа создано более 12000 открытых вопросов по различным дисциплинам. Только кафедрой математических методов исследования экономики создано около полутора тысяч вопросов. Разрабатывается программный модуль реализации и импорта КИТ в MOODLE и другие LMS.

Данная инновация не уменьшает роль преподавателя, как может показаться на первый взгляд, а, наоборот, увеличивает. Являясь автором диалогов, которые многократно мультиплицируются на студентов с помощью КИТ, преподаватель продолжает играть ведущую роль в обучении, но характер и направленность его труда несколько меняются. К сожалению, педагогическая общественность еще плохо знакома с тем, что компьютерные тьюторы уже существуют, что имеется необходимое технологическое и методическое обеспечение для их создания и применения. Кроме того, присутствует некоторая боязнь инноваций, особенно если трудно допустить, что такое возможно. Тем не менее, будущее КИТ весьма перспективно. При очной форме обучения, управляя самостоятельной работой познавательной деятельностью студентов, они обеспечат повышение эффективности усвоения знаний. При заочной форме обучения КИТ станут главным средством организации самостоятельной работы студентов в межсессионный период. При дистанционном обучении они станут основным средством реализации виртуальной образовательной среды, создание которой в настоящее время является весьма актуальной задачей. Опыт Международного банковского института подтверждает, что масштабное применение компьютерных интеллектуальных тьюторов обеспечит новое качество обучения.

Литература

1. Джалиашвили З.О., Стригун А.И. Аанализатор естественно-языковых ответов в АОС//Управляющие системы и машины №5 1989г. Стр.119-121.

2. Карпова Т.С., Карпухин Н.В., Стригун А.И. Компьютерный интеллектуальный тьютор и качество образования.//Экономика и образование. Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика разработки и внедрения системы управления качеством подготовки экономических кадров»/Под ред. Проф. Г.Б.Тубиса. – М.: ВЗФЭИ, 2006. С.66-75.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533