English
!

Архив публикаций

Тезисы

XV-ая конференция

Моделирование процесса воспитания в системе высшего образования

Солодова Е.А.

Россия, 117321, г. Москва, ул. Профсоюзная, 142, корп. 2, кв.74,

1  стр.

Сегодня в российском обществе утверждается идеология потребления. Можно выделить несколько причин этого явления, одна из главных – отсутствие национальной идеи в обществе. Однако можно сформулировать проблему иначе: при сложившейся ситуации в обществе, что может сделать рядовой преподаватель в сфере воспитания, чтобы противостоять обозначенной тенденции?

Наиболее ясную картину ситуации можно получить, анализируя модели изучаемого процесса. Обратимся к анализу мегамодели цивилизационного развития [1], выражающей гипотезу техно-гуманитарного баланса общества. В модели показано, что в обществе, где технологический потенциал опережает культурный, духовный потенциал возникает внутренняя неустойчивость, т.е. неустойчивость к антропогенным кризисам. акт опережения технологической составляющей культурную составляющую означает установление в обществе идеологии потребления.

Более детально механизм опережения технологической составляющей культурную составляющую разработан в модели А. С. Панарина [2]. В этой модели показано, что общество, вкладывающее деньги в развитие прикладного образования и науки, и не озабоченное фундаментальным образованием, обречено на примитивную идеологию потребления. Именно фундаментальное образование закладывает основы мировоззрения, нравственности в молодом человеке. Ориентация на прикладное образование формирует сиюминутные, рыночные интересы, на интересы потребления.

Анализ ситуации на более низком иерархическом уровне, уровне конкретного вуза [3], приводит к выводу о нецелесообразности создания групп студентов, собранных по принципу «слабая группа», «сильная группа». Однако в России уже в школе практикуется жёсткая дифференциация учащихся: при малейшей неуспеваемости ребёнка стремительно отправляют в «коррекционные» классы. Но ведь история изобилует случаями, когда именно из таких, плохо успевающих по определённым предметам детей, вырастали гении.

Модель уровня вуза показывает, что целесообразно делать смешанные группы, в которых слабые студенты тянутся за сильными, но выигрывают и сильные. Действительно, в когнитивной сфере сильный студент приобретает за счёт того. что объясняет, «проговаривает» трудный материал слабому товарищу. Но неизмеримо выше эффект в духовной сфере, эффект сопереживания, определённой «жертвы» своего времени, усилий на товарища. Возникает эффект отдачи, а не только потребления. Такая организация студенческого коллектива призвана разрушить идеологию потребления.

Литература:

1. Назаретян. А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика – психология – прогнозирование0: 2-е изд. – М.: Мир, 2004

2. А. С. Панарин. Христианский фундаментализм против рыночного терроризма//Наш современник, 2003, №1-2.

3. Солодова Е. А. Перспективные синергетические модели в педагогике. Синергетика. Труды семинара. Том 5. Материалы круглого стола «Сложные системы: идеи, проблемы, перспективы». Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований. – 2003, с.248-257.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533