English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIV-ая конференция

Адаптация курсантов к профессиональной деятельности в первые годы обучения

Новиков Ю.Е.

Россия, город Москва, улица Веерная, дом 3, корпус 6, квартира 184.

1  стр.

Для адаптации в новой социальной среде важно умение быст¬ро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новом коллективе, умение находить в рамках существующих условий возможности для проявления способностей и интересов

Адаптация в контексте военного образования — это:

1) адаптация непосредственно к учебе, которая характеризуется как текущим (экспертная оценка успешности и текущая успевае¬мость), так и итоговым контролем успешности в учебной деятельно¬сти (успешностью сдачи сессии, количеством задолжностей и т. д.);

2) адаптация к исполнению служебных обязанностей, к слу¬жебной деятельности — готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины, наличие поощрений и взыс¬каний за несение службы в карауле или исполнение служебных обязанностей в наряде, хорошие или удовлетворительные взаимо¬отношения с командирами — офицерами и сержантским составом;

3) адаптация в коллективе, в общении, которая характеризует¬ся социометрическим статусом, позицией в учебной группе, учас¬тием (или неучастием) в конфликтах, стилем поведения в конф¬ликтной ситуации.

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптацион¬ных процессов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные. В качестве объективных, т.е. незави¬симых от конкретной личности, выступают: учебная программа по подготовке к выполнению служебных и специальных обязан¬ностей, жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием.

В качестве субъективных факторов, т.е. зависящих от каждого конкретного курсанта, — биографические особенности, среда и методы воспитания, уровень подготовки к обучению в военной академии — состав семьи, уровень образования родителей, по¬следнее учебное заведение (служба в войсках, работа), возраст, мотивация обучения в академии степень расхождения реальных и идеальных (до поступления) представлений об обучении, пси¬хологические особенности — уровень притязания и самооценка, уровень специальных и общих особенностей, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, на¬правленность личности, наличие определенных личностных черт.

Информативными показателями адаптированности личности в коллективе являются активный социаль¬ный и удовлетворяющий личный статус, позиция, характер взаимоотношений с референтными лицами. К показателям адап¬тации относятся особенности поведения, возникающие в услови¬ях стресса или конфликта.

Особое место в структуре факторов психологической адаптации занимает моти¬вация. Преобладание мотивации достижения успеха над мотива¬цией избегания неудачи является очень существенным фактором. Кроме этого, следует выделить особенности мотивации при по¬ступлении в военную академию: было ли решение принято само¬стоятельно или с настойчивой «подсказки» родителей, был ли это сознательный выбор именно данной военной специальности или выбор обусловлен случайными факторами; естественно, следует учитывать и общую направленность на учебу, мотивацию к обучению, приобретению новых знаний и навыков.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533