English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIV-ая конференция

Роль нестандартных задач в развитии математической интуиции учащихся

Шуклина Ю.А.

Астраханский инженерно-строительный институт, кафедра Математики и вычислительной техники, Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 18а, тел.: (8512)251266, факс: (8512)251468, e-mail: y_shuklina@mail.ru

1  стр.

Возможности развития интуиции заключены не столько в содержании обучения, сколько в его методах, в специально ориентированной на это работе учителя. Подобная работа учителя должна быть поддержана соответствующей методической литературой, которой пока еще недостаточно.

Как правило, представленные в современных учебных пособиях задачи предполагают алгоритмический способ решения. В школе метод решения задачи обычно предопределен разделом, в котором она помещена, что неизбежно при систематическом прохождении курса. Это в значительной степени сужает операционное и информационное поле деятельности учащихся.

Учащихся привлекают задачи определенного жанра, в специальной литературе обозначенные различными терминами: проблемные, творческие, поисковые, эвристические, занимательные, т.е. задачи, способ решения которых не находится в распоряжении решающего. Подобные задачи можно назвать нестандартными задачами. В процессе обучения математике решение подобных задач является одним из эффективных приемов, способных пробудить у учащихся живой интерес к предмету, приобщить их к тому виду деятельности, который называют исследовательским.

Нестандартная задача традиционно понимается либо как задача, способ решения которой учащемуся неизвестен, либо как задача, для решения которой в курсе математики не содержится правила, определяющего ход ее решения. Мы к нестандартным относим такие задачи, которые ставят учащегося в ситуацию, требующую для своего разрешения гибкости мышления, выработки новых способов действий, изобретательности, интуиции. Подобные задачи формируют у школьников способность к самостоятельным обобщениям, к осмысленному использованию (в качестве методов познания) опыта, наблюдения, сравнения и конкретизации. В ходе решения подобных задач учитель развивает у учащихся способность к проведению рассуждений (к умозаключениям) индуктивного и дедуктивного характера; способность широко использовать догадку (умозаключение по интуиции) с последующей ее проверкой (опровержением или обоснованием сделанного по догадке вывода).

Нами разработаны для учащихся содержание и методика проведения занятий, одна из задач которых заключается в том, чтобы приобщить учащихся к самостоятельному решению нестандартных задач, тем самым развивая их интуицию.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533