English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIV-ая конференция

Введение новых методов преподавания математики путем разрушения старых

Денежкина И.Е., Постовалова Г.А.

Россия, Москва, Ленинградский проспект 49

1  стр.

Реформы в области образования, проводимые в России, затрагивают самые разные аспекты. Не умаляя обоснованности ряда из них, следует отметить тенденцию необузданного внедрения нововведений, иногда зачеркивающих несомненные эффективные технологии образования.

Стало модным, основываясь на западном опыте, изучать некоторые дисциплины в концентрированном виде. За очень короткий промежуток времени учащийся получает большое количество информации. При этом количество учебных часов сохраняется. Увеличивается недельная и ежедневная нагрузка.

Возможно, некоторые дисциплины эффективно осваиваются таким методом. Хотелось бы конкретно остановиться на опыте преподавания высшей математики в ВУЗе на основе модульного принципа.

При традиционном подходе студенты изучают математику 3 семестра, по 4 часа (2-лекции, 2-практические занятия) в неделю (линейная алгебра и теория вероятностей) либо по 6 часов (3+3) в неделю. Каждый семестр завершается экзаменом. Модульный принцип предполагает изучение всех разделов математики за один год, каждый раздел изучается за короткий период времени при большой недельной нагрузке. Так, например, первый математический модуль предполагает изучение линейной алгебры в объёме 133 часов за два месяца, в том числе аудиторных 36 часов лекций и 36 часов практических занятий, что соответствует 4 часам лекций и 4 часам практических занятий в неделю.

Опыт применения этого принципа в Финансовой академии позволяет сделать ряд выводов.

1. Эта система совершенно неприменима для обучения математики на младших курсах. Она не учитывает возрастных и психологических особенностей студентов младших курсов. Материал усваивается не на должном уровне, что может сказаться и на качестве усвоения в дальнейшем профильных дисциплин.

2. На первом курсе у студентов только формируется активная деятельная заинтересованность в обучении будущей специальности, математическая составляющая в которой велика, и роль которой переоценить невозможно. Та скорость, с которой предлагается изучать математику, практически исключает серьёзное к ней отношение.

3. Программа, предусмотренная ГОСОм, не может быть выполнена в полном объеме при модульной системе.

Результаты проведённого в первом модуле экзамена подтвердили, что даже очень старательные и хорошо успевающие в процессе обучения студенты не показали глубоких знаний по предмету.

Возможно, модульная форма обучения может применяться при изучении менее сложных, чем математика дисциплин, а также на старших курсах при сформированной положительной мотивации к обучению.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533