English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIV-ая конференция

Разработка информационной системы, предназначенной для решения задач профориентации в ВУЗе

Ивашина А.В.

Россия, 655017, респ.Хакасия, г.Абакан, ул. Крылова, д.96, кв.39

1  стр.

Самый сложный вид профуслуг – это профессиональная консультация. Ее можно автоматизировать путем создания экспертной системы (ЭС), в которой в качестве метода представления знаний будет использована продукционная модель.

При выполнении своей роли в процессе формирования базы знаний ЭС эксперты производят две основные функции: формируют гипотезы (специальности, направления обучения и т.п.), производят подбор необходимых предпосылок (личностных характеристик, склонностей и т.п.). При построении ЭС неопределенности могут проявляться в рассуждениях эксперта в явном виде или в виде неопределенностей, которые выявить в процессе интервьюирования эксперта не всегда возможно. Для выявления второго типа неопределенности необходимо использовать в экспертной системе опрос нескольких экспертов. При интервьюировании эксперты предпосылкам присваивают весовые значения (уверенность и возможность), значение этого показателя зависит от конкретного эксперта, т.е. носит в значительной мере субъективный характер. Для уменьшения степени субъективности мнений экспертов автор предлагает использовать в ЭС метод экспертных оценок. Безусловно, важным является вопрос о степени компетентности экспертов. Для оценки качества экспертов в экспертной системе используется разновидность методов самооценивания - дифференциальный метод.

Для устранения неопределенностей в ЭС по профориентации используется комбинированный метод, заключающийся в следующем:

1. Если эксперты задают в качестве входных параметров только один коэффициент неопределенности (возможность), то будет использоваться метод Криса-Нейлора;

2. Если эксперты затрудняются в формировании априорных вероятностей для правил и задают только уверенность, то следует использовать метод Шортлиффа и Бьюкенена;

3. Если выставляется два коэффициента неопределенности (уверенность и возможность) в качестве метода вывода применяется комбинированный метод на основе методов Криса-Нейлора, Шортлиффа и Бьюкенена, Демпстера-Шейфера.

Помимо проведения профконсультаций ВУЗу необходимо вести мониторинг абитуриентов, для этого в информационной системе «Профориентация» реализована подсистема картографического анализа на базе ГИС-технологий. Также создана подсистема оценки эффективности проводимой ВУЗом профориентационной работы.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533